Трилогия о зимней рыбалке.
Мормышка речная Комбайн Лещ Мормышка Обь
В пятницу случилось чудо, и нас отпустили на выходные (субботу и воскресенье).
Не долго думая решили с отцом посвятить их настоящей, основательной рыбалке на Оби. Как в старые добрые времена, запаслись тремя комплектами ножей на 180 бур, эхолотом, газом, едой, мормышем с запасом в 30 стаканов, мотылем, снастями разных калибров и направлений и быстровозводимым пингвинячьим жильём.
Немного отъехав от города, свернули в сторону реки.
Собрали мотопоезд в три вагончика и помчали навстречу рыбацким приключениям полные надежд и предвкушения уловов.
Как-то после выволочки одного из учеников за курение в неположенных местах, ребятня принесла мне в класс табличку со знаком "курить запрещено" с предложением прикрутить её на стул нарушителю порядка и здоровья. Делать мы конечно этого не стали и она со временем куда-то затерялась.
Спустя время я её обнаружил в гараже, когда искал кусок пластика, чтобы закрыть небольшое отверстие на защитном колпаке двигателя мотособаки. Так и появился опознавательный знак на морде нашего мотопса.
И вот на этой рыбалке я вдруг осознал двоякий смысл этого знака.
Так сказать, первое значение - прямое "курить запрещено", ну а второе переносное - "мы не курим на рыбалке", в смысле, всегда с уловом.
Ну что же, неплохой девиз для рыбанутых))
И вот наш пёс, любящий здоровый образ жизни, мурлычет семисильным китайским моторчиком, везя нас двоих и большое количество груза. Я доволен и горд своим маленьким подвигом, который готовил целый месяц в холодном гараже, советуясь с интернетом и ребятами, разбирающимися в технике. С их помощью удалось перебрать полностью весь аппарат, исправить неполадки и сбросить всё до заводских настроек, не прибегая к услугам мастерских.
По прибытию на место, обнаруживаем большое скопление рыболовов. Буры почти у всех широкие - ясно, что комбайнёры, как и мы. Придётся искать другое место. Уехали ниже всех, так как выше только мелкие пески со слабым потягом. А такое место будет работать лишь в исключительной тишине.
Ну не беда. Достали сотельное шило и эхолот и перебуравили всю Обь от берега до берега, как обычно, чтобы определиться с ландшафтом дна.
Выставили снасти. Уже во время постановки второго комбайна, на первом у отца звонко заголосил колокольчик.
А вот и первый лещ лёг отдохнуть у лунки.
Воодушевившись, бурим ещё по нескольку лунок.
Дальше ожидание. Приятное и волнительное. Особенно в самом начале рыбалки. Тем более, так быстро "ушли от нуля".
Но надежды наши не оправдались. Минуты ожидания загибов чупачупсов превращались в часы, а мормыш из кормушек уже наверное достиг Новосибирского ОВХ.
Просто ждать скучно и неинтересно. Поэтому, вооружившись буром и удочками, иду в коряги, в заливы, в любые места, где есть возможность нащупать дно мормышкой преодолев силу течения.
В тиховодах древесных завалов, устрашающих силой о мощью реки, которая когда-то смыла тонны почвы и повалила стволы деревьев, словно соломинки была полная тишина. Как ни пытался я раздразнить хоть кого-нибудь из обитателей черных глубин, всё тщетно.
В заливе рыбачить не очень хотелось. Так как там достаточно много народа и слишком мелкая рыба, прозрачный подлещик и пучеглазые ерши!!! Но ждать того, что может и не произойти нереально тяжко! Но надо хоть кошек накормить, а им любая мелочь подойдёт. Мои 6 пушистых это для меня словно лицензия на вылов особо мелких водных биоресурсов. Так что, складывая улов в сумку, я не испытываю какого-то дискомфорта, ничего не пропадёт даром.
Тем не менее, пока иду на пляж, перебираю в голове варианты, как отсеить поклевки мелочи и укрупниться по сравнению с окружающими рыболовами.
Решил много бурить, кормить лунки бокоплавом и использовать безнасадочние средние и крупные мормышки. Козы, ведьмы, черти, кубики, шарики, гвоздики и прочие, коих летом навязываю впрок и, бывает не использую по нескольку лет. Так и вожу их с собой, до особого часа, когда они вдруг могут пригодиться.
Задумки мои не уместились в сегодняшний день, ибо пора уже было ставить лагерь на ночлег, но всё же, удалившись от основной массы рыбаков немного речнее удалось найти пару лунок, лифтанувших нормальными подлещиками и плотвицами.
Всё, решено. Пусть комбайны остаются в тиши одиночества, а палатки мы притащим сюда. А вдруг и ночью будет клевать. Так сказать, запасная поляна, на случай, если лещ к комбайнам не придёт.
День 2й.
Вчера любители лопат жаловались на бесклевье и глухозимье.
Оно и правда, мы тоже всего по рыбке сняли с наших поставков.
Спалось в палатке хорошо, но беспокоили мысли. А вдруг уже там кто-нибудь "сел" на крючок. И не выдержав, в 4 часа я пошёл на обход. А там и вправду, 2 поклона бьют один мой комбайн и один отцов. По рыбине снял с них. Ну вот и я обрыбился хорошим лещиком. Все зарядил новой партией козябриков и со спокойной душой пошёл досыпать.
Ночь была тёплой, даже теплее дня. И новая надежда пришла к нам с утренней зарёю.
Сварив пельменей и чаю, наспех умывшись мягким свежим снежком побрели мы проверять снасти.
Снег с ветерком обновил за ночь полотно реки, скованной льдом. Не осталось следов пребывания человека и лишь бугорки от шуги пробуренных лунок и окопанных палаток выдавали недавнюю суету вокруг стоянок рыболовов.
Хочется молчать подходя к снастям, хочется идеальной тишины, но снег предательски скрипит под ногами и хрустит по картонкам закрывающим лунки. Техника жужжит чрезмерно громко в предрассветной тишине. Задолго до появления её в зоне видимости выдаёт себя азартный рыболов, спешащий занять самое перспективное место.
Всегда нормально отношусь к снастям, не тронутым за ночь поклёвкой. Зато будет возможность использовать что-то другое, заняться поиском, исследованием. И рыбалки, на которых ничего или мало поймал, могут быть в разы полезнее для будущего, чем те на которых ловил взахлёб и в азарте поклёвок не обращал внимания на значительные мелочи...
Первый, второй, третий, четвёртый... наживка свежая, как новая, мормыш вымыт, но поклёвок не было. Последний загнут. Много раз я подходил к такой снасти, много раз снимал по 2-3 рыбы за раз, иногда даже разных видов в одной упряжке. Но от этого не менее волнительно и сегодня касаться лески и ощущать трепет попавшейся рыбы там в глубине.
Сегодня тоже не густо, но и не пусто.
В такие малоактивные дни мы не используем пучковязы. Я давно уже приметил, если мотыля насаживать по старинке, это может принести результат и спасти самую безнадежную ситуацию, а экземпляры попадаются с таким способом насадки крупнее. Может это конечно мои предубеждения, может просто совпадения, но и то и другое не помеха в рыбалке, с такими тонкостями рыбалка становится, как изящное блюдо с особенными специями.
Отец остаётся упорно ждать толстобоких, широких лопат. А я иду обратно в залив воплощать вчерашние задумки. От берега залива бурю пробные лунки в сторону реки. Нахожу косу, отделяющую течение от стоячей воды. И пробую ловить со стороны плавных свалов в обе стороны.
Но пока попадается только мелкий подлещик, почти прозрачный.
Глубина от 2 до 3 метров. Самая комфортная для ловли небольшой мормышкой.
Но не может быть, чтобы в таком объёме воды не хватило места подлещикам покрупнее! И поиск продолжается.
На очередной лунке приходится подматывать леску на шпулю, мелко. Метра полтора вместе со льдом. Но как только мормышка касается дна, происходит резкая поклёвка и леска уныло развивается на ветру без приманки. Тут же утолщаюсь и укрупняюсь. Вместо гвоздекубика, ставлю гвоздешарик и туда.
Снова поклёвка мощная, пару секунд кого-то держу на леске, сопротивляется хорошо. Но 0,1 леска звенит, слышно, как щёлкает о кромку лунки там внизу и, в результате, звонко лопает и я снова без приманки и без рыбы.
На третьей мормышке и леске 0,12 удаётся попасть рыбой в лунку. И плотва мостовских былых размеров на льду. Урааа! Но это было рано так радоваться. Во-первых, глубина была маленькая подо льдом, может сантиметров 40, рыбу в таких условиях трудно завести в узкую лунку, и леска будет перетираться или резаться о нижний край её.. На следующей проводке кивок делает подъём ииииии....А дальше я понял что было во-вторых. В сотую лунку "нормальный" подлещик не пролезет.
Ну вот он и не пролез.
Очередной обрыв снасти.
Лёд здесь толщиной в метр. Но придётся бурить 180ым. Иначе, счастья не видать. А запасы заготовленных заранее снастей, стали быстро уменьшаться.
Определив примерное расположение этой отбойной косы под водой делаю несколько жирных лунок по ней, кормлю по маленькой кормушке, затемняю, а сам ухожу обедать в палатку. Надо как-то ещё не спалить контору. Народу много, но все впереди, спиной ко мне. Пойду пить чай и делать вид, что здесь не клюёт.
Рассказал папе об открытии тайны залива, а оказалось, что он уже ворочает на мормыху лещей прямо из комбайновой лунки, и ему пофиг на моих "описторхозников"!))
Ну и ну!
После обеда иду на лунки уже смелее, в руках старая , чуть не дедовская пенопластовая удочка, мощный кивок, а приманку держит крепкая 0,134 леска. Снизу красивый современный чёртик, а над ним маленькая мормышка под личинку какого-то непонятного существа. На неё одеваю пару мотылин, чертик оставляю голым. И тут началось!
Я залип настолько, что нога, которую подвернул под себя онемела и я потом просто не мог встать.
Подлещик, иногда даже лещ, плотва просто, как озверелые грызли чёрта, порой вешались дуплетом или багрились при подсечке во время поклёвки. Народ, буры, собаки, разговоры, я и не заметил, как кольцо вокруг меня сужается. Я даже бросил курить часа на два.
Крупняк на комбайнах клевал редко,
Всех, кого мог обмануть на мормышку, отец обманул. Поэтому, дабы не скучать, пришёл поинтересоваться, что тут за безобразие, и кто так насорил на льду рыбой. Он ещё хотел спросить, не пора ли уже собираться домой, но не стал. Просто достал удочку и начал заниматься тем, за чем мы сюда приехали.
Пошёл процесс и у него. Так и просидели мы с ним до вечера. Народ сначала прибывал, суета, вопросы, подбуры, разговоры, потом начал убывать, а потом мы остались почти одни. Кроме нас лишь вновь приехавшие и то вдалеке на реке, ближе к тому берегу.
А погода все теплее и тише. Даже весной в воздухе запахло. Едва заметный ветерок, иногда снег.
Даже уезжать не хочется.
Но уже и закат недалёк. Надо хотя бы выехать в гору по светлому, или хотя бы в сумерки.
Приходится оставлять эти волшебные лунки на косе и идти собираться. Ведь ещё предстоит собрать комбайны, разбросанные по разным местам Оби достаточно далеко от лагеря и непредсказуемый подъём в гору.
Когда собираешь, пакуешь вещи на рыбалку, это всегда волнительно и радостно, словно она, рыбалка, уже началась, а когда снова их собираешь, перед отъездом домой, то грустно, потому что она подходит к завершению.
На походе к комбайнам видим, что на отцовских три загиба. На моих два. Вот так мажорный аккорд к занавесу! Мы и так уже довольны, как слоны, а тут ещё бонус!
Я снял двух лещей с одного и трёх! с другого, смотал снасти и отправился помогать отцу. Пока он возился, ещё два загнуло. Эти два последних принесли самых упитанных лопаток за всю рыбалку.
Мы конечно были более, чем довольны, но, тем не менее, со светлой завистью смотрели на людей, расставляющих палатку на середине Оби. Было понятно, что они станут рыбачить в самый пик клева, который вот сегодня к вечеру только начинается!
Отъезд.
Очень быстро стемнело. Ехали на поезде из трёх вагончиков уже при свете фонарей. Было радостно, что всё так происходит. И даже, несмотря на то, что багаж наш значительно прибавился килограммами, собачка довольно проворно сновала между торосов по пути домой.
Но какая-то тревога зашевелилась внутри, когда я перестал узнавать очертания берега, вдоль которого мы двигались. Оказалось, мы так быстро ехали, что я пропустил поворот и подъём на берег. Пришлось разворачиваться. Вот что значит интуиция! Она работает. Мы быстро нашли искомую накатку и благополучно подъехали к взвозу.
Заранее зная возможности нашего отважного, но малосильного и узкоколейного друга спешились сами и отцепили один вагончик. Остался один локомотив и багажный вагон. Но даже и таким составом техника не могла преодолеть крутой ледяной подъём. Я толкал сзади и газовал одновременно, а отец тащил за нос. Падали, соскальзывали сами и скатывалась собака вниз по голому льду.
Ночи, проведённые на льду, не достаточно восстанавливают силы. Потому что волнение, ночные бдения у лунок, слежение за отоплением и углекислотой, ну и не такие удобства, как дома. Спишь в одежде, ешь не всегда вовремя и меньше раз, чем положено организму. Много физической работы по дырявлению льда толстыми шнеками ( мы вручную до сих пор бурим, чтобы форму поддерживать).
Поэтому чувствуешь себя душевно напитанным, а физически истощённым.
Так или иначе на гору мы затолкались.
Нам в очередной раз вспомнилась заезженная, но мудрая пословица - "Любишь кататься..."
А немного позже ещё и одна поговорка-"... это ещё цветочки, а ягодки впереди!... "
Но обо всём по порядку.
Относительно благополучно добравшись до машины на проходной садов, мы встретились со сторожем, который просил помочь знакомым, застрявшим в перемёте на полпути от трассы.
Мы пообещали что не оставим их в беде и, наскоро попихав шмурдяк в багажник, отправились в путь.
Там, внизу на реке вечером стоял штиль. Мы даже не предполагали, что творится тут на верху. Метёт так, что лицо больно, особенно глаза!
Перемёты растут на глазах. Те, кто уехал раньше метели, нарыли глубокие колеи, форсируя снежные капканы, и притрамбовали днищами авто середину так, что штыковая лопата едва могла пробить каменный слой . И теперь эти колеи заполнились плотным слоем наметаемого снега.
Ах да, я забыл сказать, что лопат пока ещё у нас не было, я их не брал, так как погода обещала вести себя культурно, а про коварный отрезок от трассы до садоводства я и позабыл, и мы пока ещё плохо, но ползли вперёд.
Зная, что лопат нет, а отъехали от садов уже достаточно далеко, решение было одно - педаль в пол, руль крути, ходом бей!
Так и пробивали перемёты один за одним, пока на очередном не повисли всеми 4 колёсами.
Ехали помочь, а встряли сами!
После короткого совещания отец отправился в обратный путь добывать лопаты, а я, чтобы не терять времени и не мёрзнуть, принялся откапываться всем чем мог - ногами, руками и балонником.
Время от времени было видно габариты и стопы авто, к которому мы и направлялись. Они сидели в такой же ловушке и откапывались. Я дошёл до них оценить ситуацию. Тоже сидят на пузе, колеса все 4 висят. А впереди них ещё метров 50 занос. Нам до них тоже надо метров 80 прокопать. Но самая жесть, это то, что вся выкопанная ими преодоленная часть уже снова занесена!
Через час папа вернулся. Принёс штыковую и совковую лопату. Началась тяжёлая работа на морально волевых, потому что сил уже не осталось у обоих.
Других вариантов не было. А ещё мне утром обязательно нужно было быть на работе, ведь у нас очень ответственный день - на открытие нового здания школы приедет губернатор и многие представители администраций разных уровней. Сценарий готовился очень долго и тщательно, каждый должен быть на своём месте и я в том числе, подвести нельзя!
Машину мы выкопали за полчаса, колеса встали на твёрдое. Далее копали по чуть-чуть и тут же подъезжали на это расстояние, чтобы не заносило его по новому.
Верхонки истерлись до дыр, снег, заполнивший обувь таял, шерстяные носки напитались и хлюпали. Поллитровая бутылочка воды замерзла в машине за сутки, но слегка оттаяла и была выпита вместе со льдом, хотя пытались растянуть на подольше, выпивая всего по 1 глотку, после каждого перемета.
Я не представлял, как отец ещё держится, если даже я уже готов был просто упасть.
Но мы целенаправленно грызли середину и чистили колею.
Таким образом мы доехали до места, где сидели коллеги по несчастью. По маленьку пересекли их буераки, оставленные копом. Тут дорога пошла вниз, и там, через какие то 20-30 метров начинается относительно чистый промежуток
Когда видишь уже конец работы, то становится работать веселее, и открывается "Второе" дыхание!
Начались преодоления последних метров и тут мы видим фары впереди. Вернулся экипаж, ехавшего впереди субарика. Мы должны по окончанию спасательной операции отдать им лопаты, так сказал им по телефону сторож с садов. А так же они сказали, что это не всё, ниже есть ещё один длинный занос, но его надо проехать на скорости по их следам.
Они нас ждут на той его стороне.
Отец ушел вперед, я набрал разгончик и влетел в колею со снежными брызгами. В середине затора меня выкинуло из колеи. Теперь одна сторона в колее, другая на обочине. Снова коп. Соседи не стали дожидаться и уехали.
В общей сложности на всё это нам потребовалось 5 часов беспрестанного копания! С помощью лопат и Божьей, мы победили этот кусок буйной стихии, но лопаты отдавать уже было некому))
Как только начался спуск с большака, перемёты кончились. И ветер здесь уже так не свирепствовал.
Если меня кто-то спросил, поехал бы, зная наперёд, что ожидает, несомненно бы ответил Да))) А как иначе?
Я знал, что просто так эти чудесные несколько часов кайфовой рыбалки нам не отвалятся и ждал подвоха с любой стороны, но не думал, что они нас так быстро настигнут))) Ну а с лопатами мы что-нибудь обязательно придумаем!)
Болейте только рыбалкой! Творите только добро!
Кстати, открытие новой школы прошло на ура! Завтра буду искать в новостях свою сонную физиономию)))
32 голосов 160 общий рейтинг