Пока друг детства строил города...
Написано
Zimagor
,
09 Январь 2026
·
177 Просмотров
Обь лещ комбайны
Пока друг детства строит города...1 января 2014 года. На улицах пустынно и глухо. Новогодние хлопоты и крепчающий мороз загнали жителей в тёплые дома и квартиры. Мы с товарищем по рыбалке уехали далеко от комфортных условий. На Обь в Каргополово.
Это моя первая рыбалка на льду с ночёвкой. Точнее, с 3 ночёвками.
Что такое "комбайн", я знаю только теоретически, хотя и собрал по научению Александра три штуки, как сумел. Палатки не было. Отец купил мне в городе палаточную лёгкую ткань типа плащёвки. Я сварил углы, которые послужили элементами каркаса будущего рыбацкого дома, приготовил легкие металлические трубки и деревянные тонкие черенки для крыши. Сшил полог, натянул на конструкцию и получил первую в своей жизни каркасную палатку. Для утепления взял большой рулон фольгированной пенки.
Мы на льду, мороз - 25, рыба не клюёт. Газ замерзает, я греюсь двумя плитками, но сплю одетый и ещё под одеялом.
На вторые сутки Александр поймал первого леща, а я ночью в палатке 300 граммового ерша. Собирались уже ехать домой, но Саша решил сходить на пески. Удачно. Поставили снасти туда и остались ещё на ночь, как и планировали. И утром следующего дня я поймал первых в своей жизни настоящих лещей на комбайн.
Ту рыбалку можно описывать очень долго. Столько было эмоций от пережитого, что и сейчас всё в памяти сидит отчётливо. Это была по истине экстремальная рыбалка для меня и я её запомнил на всегда.
Но сегодня речь пойдёт о другой поездке.
С тех пор прошло много лет, я познакомился со многими опытными "комбайнерами-лещатниками" и сам пооброс стажем такой рыбалки. Со временем "подсадил" на неё отца и некоторых друзей. Верным моим постоянным спутником на такой рыбалке стал мой отец. И много лет наш комбайновый дуэт никогда не увеличивался до трио. Но некоторое время назад слухи о наших лещёвых набегах на Обь доползли до моего друга детства.
Дружили мы крепко. Ходили друг к другу на дни рождения, дарили нечастые в то время сувенирные камазики, играли в ножички и пекаря, изучали искусство Шаолиня вместе с Брюсом Ли и качали банки, как у Арнольда Шварценеггера. Черпали сведения из редких видеофильмов появляющихся в кинотеатрах Барнаула времён зарождающегося капитализма.
Время от времени мы ездили на рыбалку. Я больше любил летнюю, а он зимнюю. Как-то раз он заставил таки меня спаять утюгом палатку из полиэтилена и посвятил меня в своё пингвинячье дело.
Я из вежливости конечно сделал вид, что мне всё понравилось, но, когда дома пальцы ног начали отходить от мороза, я очень ругал и его и батины "тёплые" унты с меховым черным верхом.
Шли годы, мы постигали азы высшего образования, устраивались на работу, заводили семьи. Как и у многих друзей, активное общение перешло в телефонные разговоры и стало редким до грусти. Какое-то время мы не виделись и не общались совсем. А возрождению нашей дружбы послужила опять же рыбалка.
Денис известный в своих кругах инженер-проектировщик. Наши пути с ним разошлись ещё в школе, когда наши два выпускных класса переформировали в экспериментальные физико-математический и педагогический. Тогда он ещё не был инженером, а я педагогом и оба мы не знали, что такое рыболовный комбайн, пучкователь, мормыш и всё такое...
Увлечение рыбалкой привело нас обоих к
ловле леща зимой на комбайны. Но Денис пока ещё теоретик, а я уже заядлый практик. В этом году решили порыбачить вместе, чтобы на деле всё показать и рассказать начинающему комбайнёру.
С осени составляли планы и списки, доукомлектовывались всякими полезными девайсами. А когда подошли заветные новогодние каникулы, и мы уже готовы были сорваться, его вызвали на объект для контроля начала строительства. Что поделать, работа важная, нужная и ответственная. Решили, пока Денис строит города, мы с отцом будем проводить разведку лещёвых тропинок и снимать для него информационные и обучающие видео. В общем, эту нашу рыбалку и рассказ о ней мы решили посвятить Денису.
5 января, 2026 года встретило нас приятной погодой с лёгким ветерком и слабым морозом. Около 3 лет не посещали мы известные в рыбацком кругу Сузунский, Малышевский и Каргополовский участки Оби. А когда ещё, как не на каникулах, туда съездить. Путь не ближний, одной ночи мало будет, а тут, хоть на неделю оставайся.
Крытый рынок, мормыш, мотыль, опарик, дорога, Черепаново, Караси, Сузун и вот оно, наше любимое Малышево.
День 1.
Лариса Ивановна, хозяйка базы на берегу Оби, встретила радушно, хотя и поругала, что забросили и долго не появлялись. Поздравились с праздниками прошедшими и наступающими, погрузили вещи и в путь. Планы были такие - если пойдёт лещ, будем охотиться на него, если нет, то на следующий день уедем в Малышевскую протоку искать окуня.
Зима нынче необычная, ледостав неправильный, клёв непредсказуемый. Решили мы встать на весенних песках. Но и про яр не забыли. Решили выставить снасти по всей ширине реки для дальнейшего понимания хода рыбы и последующей перестановки.
Теперь бы самое время ставить лагерь и помочь Денису с его шатром, но он не с нами, он строит каменные шатры в глубине бетонных джунглей.
Свой лагерь мы поставили ближе к берегу с надеждой на ночную ловлю чебака. Позже выяснится, что это была наша ошибка. Выше по течению, в стороне впадения Каменки виднелась открытая вода. Её тянуло сверху льда и постепенно её становилось всё больше. К тому же, палатку мы отапливаем печью, естественно, что под ней тоже всё тает. Короче, на вторые сутки мы конкретно плавали в своём доме. Я даже вычерпывать воду брался кастрюлей, словно из протекающей лодки????
Жёсткий высокий пол занимает много места, пока мы не готовы его возить с собой, поэтому приходится как-то по другому выходить из ситуации. В общем, если что, лучше поставить палатку на берегу. В ней спать и есть. А рыбачить на льду. Совмещать не нужно, так будет правильнее.
Накануне нового года, насмотревшись рыболовных роликов, я закал нам с отцом подарок на WB - эхолот Calypso FSS 1. Удобная штука для поиска рыбы. В пункте выдачи сразу сказали, независимо от результата вскрытия посылки, возврат только через личный кабинет. Достал прибор, а он тёплый, словно у батареи лежал. Не включился. Наверное батарея разряжена. Меня это насторожило, но решил разбираться уже дома, всё равно сразу возврат не оформишь. Зарядил, экран включился с какими-то перебоями и мельканием, но заработал. Изучил функционал, посмотрел в Демо формате, всё работает нормально. Упаковал в рыболовный чемодан.
Лунок подготовили достаточно, самое время проверить глубину эхолотом. И тут нас постигло разочарование. Эхолот не включается ????♂️. Празднично-рыболовное настроение сразу пошатнулось. Игрушка-то не из дешёвых, а тут ещё и с возвратом напутано как-то. Ладно, дома разберёмся, а пока рыбалка. Раньше без всяких ухищрений ловили рыбу, так что нам это не помеха, только осадочек остался нехороший.
Во время постановки снастей у отца случилась поклёвка. Радостно закивал головой береговой чупа-чупс рядом с палаткой. Коса принесла первого килошного лещика. Хороший знак! Быть улову!
Выставили линию до конца, перекрестили и пошли готовить ужин на печке. Весело и уютно потрескивали дровишки в маленькой печурке, да и брикеты неплохо, как оказалось горят, а не только тлеют. Тепло, просторно в новом кубике, вкусно пахнет пельменями и сосновыми опилками от брикетов. После ужина пошла работа с пучковязами и устройством ночлега. Теплые карематы, вшитые в оксфорд абсолютно не пропускают холод даже если лежат на льду. Спать на них тепло, мягко и главное просторно, в отличие от ограниченной по вместимости раскладушки. Поэтому последняя выполняет сегодня роль стола.
Первая ночь.
Синоптики снова ошиблись. Вместо слабого ветра в 1-4 м. с. дуло дай бог. Палатка стояла крепко, но шум, хлопки материала и шуршашего по стенкам и крыше снега, прибиваемого воздушными потоками, спать комфортно не давали. Сон на рыбалке и так всегда в полглаза, а в ветер у меня ещё появляется повышенная тревожность. В общем выспаться не удалось. За вечер и ночь мы сделали с отцом несколько проверок и закормов. Удалось поймать по 5 лещей и по одному язю. Мы удивились, что всё так одинаково получилось по улову. В принципе, количество рыбы не так уж важно, и результат рыбалки уже есть. Уже не стыдно вернуться домой - есть и рыба, и фото, и видео, и положительные эмоции. Но древние охотничьи инстинкты заставляют искать добычу. Мы бурим новые лунки, переставляем снасти, меняем прикормку и видим, что поклёвки случаются чаще. Сравнив локацию дневного и ночного клёва делаем очередную коррекцию расстановки удочек.
Температура воздуха радует кожу рук и лица. Но нарастающий ветер не позволяет полноценно насладиться погодой. То и дело мы оглядываемся на кубик - не лопнет ли штатный шнурок растяжки. Но всё держится и наш рыболовный штаб продолжает свою работу.
Вечерняя перезарядка кормушек проходит тяжко. Работают единичные комбайны. Поклевки нечасто. Но надо делать всё как положено. И мы раскапываем каждый комбайн, перенаживляем крючки и мормышки свежим мотылем, набиваем доверху анализные баночки. Снег метёт жёстко. Он завихряется вокруг и бьёт в лицо, в глаза. Мокрые руки очень быстро коченеют на ветру несмотря на небольшой минус.
Между тем не забываем делать фото и изредка даже видео чтобы потом дополнить свой подробный рассказ картинками.
День 2
Народ постепенно начинает сваливать, палатки исчезают одна за другой, мотособаки и снегоходы перестали сновать по льду, видимость упала до нескольких десятков метров. Небо чёрное, пойменный лес шатается и шумит.
Интересно, что бы сейчас делал Денис, если бы это была его первая комбайновая рыбалка? С одной стороны он бы окунулся с головой во все сложности и возможно сразу обрёл необходимый опыт, с другой, мог бы сказать, ну его на фиг, такую рыбалку. Может и правда, хорошо, что так всё сложилось, пусть наблюдает онлайн и делает необходимые выводы.
А в палатке тепло. Отец берёт на себя обязанности шеф-повара и вскоре на сковороде шкварчат остатки новогоднего печёного гуся и копчёной курицы, а на столе парит свежезаваренным шиповником термос. В такие моменты всегда тянет пофилософствовать и обсудить вопросы на которые не существует ответов.
Подкрепившись, уже в полной темноте, мы пошли тратить энергию на последнюю перестановку комбайнов. Теперь мы их выставляли не поперёк, а повдоль реки, супротив тех, что время от времени приносили нам редкие радости вываживания. Бурить было трудно, потому что под многими ловчими лунками стояла рыжая шуга, принесённая из вышенаходящейся майны. Не во всех лунках удавалось её пробить. Ходить стало совсем тяжко, под толстым слоем наметённого снега повсеместно хлюпала вода. Пару раз сел у лунки на колени, чтобы удобнее выматывать снасть и штаны напитались водой. Ноги предательски начали мёрзнуть. Пришлось идти в палатку. Вскоре и отец вернулся с проверки. Ну совсем, говорит, невозможно, снег глаза выхлёстывает.
В такую непогоду решили больше не вылазить. Пусть стоят и ловят сами, а мы уже своё отрыбачили. Греться, сушиться, и возможно спать. Ну, если первое и второе было осуществимо, то с третьим проблематично.
Карематы лежали высоко на заранее накиданном и утоптанном снегу, который теперь под ними превратился в лёд. А вот стеганый мягкий пол был уже не мокрый. Он вообще утонул под толщей воды. Просто плавал в палатке, словно в озере. Если присмотреться под особым углом, можно было заметить, что вода не стояла, а текла, соринки, попашие на поверхность воды, двигались по течению реки. Обь текла теперь не только подо льдом, но и над ним. Стало немного жутковато. Успокаивало только выражение из глубокого детства "я в домике". Но спокойствие это быстро улетучивалось с очередным порывом ветра и воспоминанием детского произведения про трёх поросят и их домики.
Лес за спиной уже не шумел, он гудел, он ревел, его звук был похож на бесконечно проходящий на полной скорости мимо нас товарный поезд. Наветренная сторона кубика прогнулась внутрь. Если лопнет верёвка растяжки этой стороны, то другие растяжки уже не спасут палатку от улетания в космос.
Мы полулёжа-полусидя упирались руками и ногами в каркас, помогали маленькой жёлтенькой верёвочке исполнять свою функцию. О сне не могло быть и речи.
Часа через два напор ветра слегка ослаб и можно было не держать каркас.
Снасти в такую погоду обслуживать не представлялось возможным. Решили просто выйти на улицу, оценить обстановку и возможность снять лагерь и увезти вещи к машине. Без видимых путиков на нашей собаке ехать не получится, их занесло снегом. По пухляку она завязнет в наледи. Если снимать снасти, то руки околеют, пока всё вымотешь. Как-то надо перекантоваться до утра, до света хотя бы, а потом думать.
Вот тебе и свози рыбака на знакомство с такой рыбалкой. Да уж!
Тут луч света моего фонаря случайно попадает на ближний к нам комбайн, а он кивает! Пошли. Второй кивает, третий...
Перешли на отцову линию, тоже самое. Переглянулись, молча взяли ящики, лопатки, черпаки, багорики, вздохнули и пошли на свои деляны работать. Над лунками стало сантиметров по 30 снега, копать до картонки долго, он мокрый, спрессовался ветром, кое-где подмёрз, потому что уже было не -3, как днём, а - 10. Лицо приходилось прятать, садиться спиной к ветру, пригибаться прямо ко льду, чтобы загородить собой леску, крючки, мотыля. После каждого крючка руки грели дыханием и верхонками и снова оснащали следующий. Процесс шёл трудно и долго, но сердце наполнялось адреналином и грело организм при виде следующего клюющего комбайна.
Этот первый ночной проход принёс нам рыбы больше, чем предыдущие сутки.
Мокрые, уставшие, замёрзшие, но довольные складывали мы улов в мешки у палатки. В такую погоду мы не надеялись уже ни на что и были готовы сорваться домой. Но теперь мы были не против подождать до утра!
Печку пришлось растапливать по новой. Долго мы ходили, а дуло так, что в печке даже золы не осталось, ни то что углей.
Папа строгал ножом смалёвое полешко и запах смолы наполнил палатку ярким ароматом. Смотря на его довольное лицо и несуетливые действия мне стало спокойнее и тревога, поднятая в душе бушующей стихией понемногу улеглась.
Затрепетал в печке огонёк. Теплый чай с пряниками привёл организм в порядок и глаза начали сами по себе закрываться.
После такого выхода из палатки вырубились и проснулись только часа через три, когда оголодавшая печка запросила новую порцию топливных брикетов.
Ветер не стихал. Но мы смогли один раз, сможем и второй. Я вышел на разведку. Посветил на первый в линии. Есть! Гнётся. Посветил на следующий, то же самое. Прошёлся по всем, ойё!!! Да они все кивают, что за чудо! На отцовой линии тоже почти все загнуты!
Раз такое дело и он выполз из убежища. Снова на работу! На приятную работу, ради которой мы сюда приехали! А выспаться, оно и дома можно.
Мы не любим пучкователи, но это тот самый случай, когда без них сложно. На ветру-морозе уж лучше по быстрому резинки с пучками надевать, чем возиться с каждой мотылинкой по старинке.
Тем не менее прокопались почти до утра. Славная была охота, хорошо накопали! Особо крупного не было, весь мерный от кило до полутора. Но несколько особей пришлось всё-таки брать багром.
Мешочки наполнялись рыбкой, а рты улыбками. Погода не казалась уже такой страшной, тем более скоро рассвет.
Вот бы Денис сейчас кайфанул от души, мы то такое уже испытывали, а ему бы впервой было! Дело случая, и он до него доберётся когда-нибудь!
Читай рыбак, читай, наполняйся впечатлениями, планируй, собирай вещи и езжай не взирая ни на что! Береги природу, собирай мусор за собой, да и за другими не грех, заметь красивый цветок рядом с пыльной дорогой, обрати внимание на необычные вещи вокруг тебя, сделай много хороших дел, не оставь ближнего в беде, помоги родным и неродным в трудную минуту, улыбнись супруге, когда ругает тебя, не ответь злобой на злобу, приласкай бездомную псину, не сорви гриб, коле есть не собираешься, повесь кормушку для птичек на дерево в лютые морозы, али сала кусок за форточку, ежели в доме квартирном живёшь, не ругайся, не бранись лишний раз, помяни усопших предков добрым словом, обогрей живых предков ласковым словом без причины, будь близок к природе бытия своего. Повернёшь её к себе и она добром ответит.
Много, много можно ещё описать из того, что было, да уж и запаса красноречия не хватает. За сим буду прощаться с вами, надеясь, что в новом году всем вам обязательно придётся испытать нечто подобное неоднократно!
Ехал я домой и думал себе, вот друг мой занимается важным делом, пока он строит города, я тут прохлаждаюсь на рыбалках. Он выстроил для себя приоритет и отдал предпочтение делу. Я могу пожертвовать важными делами и уехать от суеты. Потом возвращаюсь, хватаюсь за все дела подряд, стараюсь наверстать упущенное. А что есть упущенное? Какое-то важное событие, работа, часть денег, которые мог бы заработать за это время, общение с близким человеком, пока выходные или ещё что-то...
Когда он ещё не был инженером, а я педагогом мы об этом не думали, просто жили обычной жизнью и наслаждались ей. А когда стали взрослыми, всё чаще начали посещать мысли, что настоящая жизнь где-то рядом, а мы всё никак не можем её настигнуть, не можем в неё попасть, словно стучимся в закрытую дверь.
Желаю всем побольше радостных минут и открытых дверей!
Хорошая рыбалка получилась! И на один из вопросов, на которые нет ответов она мне всё же открыла глаза. Если есть кто-то, кто хорошо умеет построить дом, значит должен быть и тот, кто хорошо посадит дерево рядом!
5 голосов 25 общий рейтинг











5+