Перейти к содержимому






Фотография

ЮБТО

Написано Пилигрим , 16 Октябрь 2018 · 5 229 Просмотров

Телецкое Чулышман с прицепом туарег путешествие касатка сузуки
ЮБТО Отчет про поездку с семьей на ЮБТО (Южный берег Телецкого озера).

Поездка была дальней, рассказ будет тоже. )))
Это второй мой визит туда, первый был ровно 7 лет назад, в августе 11-го года. И с тех пор меня не покидала мечта вернуться туда с лодкой, а позже, когда увяз в спиннинге, еще и с ним ))). Если в прошлый раз мы ездили усеченным составом, оставив детей (по малолетству) бабушкам, то в этот раз экипаж был полным – я, моя жена – Юля
Прикрепленное изображение
старший сын – Егор
Прикрепленное изображение
и малой – Максим
Прикрепленное изображение
Выдвинулись из дома 14 августа. Сборы, надо сказать, были оооочень продолжительными. Я отношу к ним и подготовку только что купленной «телеги» (прицеп МЗСА 81771С.012), а с ней пришлось повозиться. Про перенос номера для перевозки с установленным подвесным мотором и вынужденный тюнинг оптики уже писал тут. Дополнительно пришлось менять развесовку смещением лодки назад, ибо в штатном положении, пустая лодка, с мотором, создавала давление на сцепное устройство без малого 30 кг, при максимальных 40! То есть поместил на прицеп запаску и все, больше в лодку ничего не положить? А между тем еще минимум кил 200 грузоподъемности прицепа свободных есть. В общем, все писать это надолго будет, в итоге все получилось ОК
Прикрепленное изображение
все сделал. + правильная загрузка, на хвост лодки разместил тяжелое (48л бензина, запаску и рыбацкие причиндалы, а в середину и нос легковесный и объемный шмурдяк (стулья, постельное, одежду/обувь и т. д.) и в итоге на шаре получилось 32 кг. Я спокоен ))). И надо сказать, что все это было проделано не зря, за всю поездку я не поимел ни одной проблемы со стороны прицепа. А дорожка была ох не близкая… и далеко не везде ровная ))
Про то, что забыл спиннинги в гараже, я вспомнил в Горном… Дорога до Акташа прошла в темноте… несмотря на солнечную погоду… и под песню Жуков «Шире вселенной горе мое».
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
В Акташ зашли около семи вечера
Прикрепленное изображение
По плану было дойти в первый день до Улагана, что вполне реализуемо. Как край к 21.00 мы бы там были, но пока ехали, слабенькое покрытие пути сотовой связью не позволило нам определиться с ночлегом там, а посему я отказался покидать Акташ покуда нет ясности где ночевать. Все контакты в Улагане, какие нашли в 2ГИСе и интернете, не дали ничего и было принято решение ночевать в Акташе, благо баз тут гоооораздо больше. На удивление, практически все они были также заняты. Свободный кров нашли в 7ми километрах дальше Акташа, в сторону Кош-Агача, база называется «Чуйская долина»
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
За 2300 мы получили практически нулёвый кедровый домик.
Прикрепленное изображение
Довольно просторный, свет, 2 розетки, туалет, раковина с холодной водой. Рекомендую, однозначно! Две полуторные кровати сдвинули вместе и осталось еще место для надувного матраса и прохода. Поужинали и бай. Спали сладко, ибо устали и… воздух ))). Думаю не надо рассказывать какой воздух в горах... Подъем в без малого семь, пьем чай с бутерами и снимаемся с якоря.
Традиционно отдали честь трудовому и инженерному подвигу в Красных воротах
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
заворожились ))) видом Мертвого озера
Прикрепленное изображение
и любуясь ставшими постоянными нашими попутчиками – «белкАми»
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
легко дошагали до Улаганского перевала.
Прикрепленное изображение
С него открылось захватывающее зрелище, внизу - то ли туман, то ли облака
Прикрепленное изображение
В Улагане я приобрел мастеровые аборигенские снасти – готовые, комплектные, тирольку и балду, чтобы было хоть что то на замену спиннингам (((. Пока я был в магазине, семья разведала более-менее приличное кафе. С их слов приличное...
Прикрепленное изображение
На поверку оказалось, что кроме лагмана, все заказанное было малосъедобным. Кафе вот это.
Прикрепленное изображение
Рекомендовать не могу. Оценка – «3-» .
Дорога, без спешки, но определенно шустро катилась под колеса машины, дети выпрашивали телефоны, а мы с Юлей не уставали удивляться красоте мест, где мы можем с легкостью позволить себе побывать. И вот, полюбовавшись недосягаемым Учкёлем
Прикрепленное изображение
мы уже на входе в Кату-Ярык
Прикрепленное изображение
Получасовой перерыв на фотосессию
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
и… ну, с богом!
Прикрепленное изображение
Честно говоря, у меня совершенно не было никакого волнения. Я был полностью уверен и в машине, и в телеге, и в дороге, и в себе. Коробку в ручной режим, на первую передачу и все прошло, как говорят мелкие, «на изи» (типа «влехкуйу»). Но, отчего то, мои попутчики не разделяли со мной уверенности ))), они регулярно попискивали, когда приходилось, объезжая каменюги, прижиматься поближе к краю дороги.
В долине активно занимаются дорогой. Нагнали техники, все перепахано, ехать очень кочковато и неудобно, оттого медленно. Если в 2011ом году дорога была тем лучше чем ближе к перевалу, то сейчас было наоборот, первые 30 км дались довольно тяжело. Видели бооооольшущую стаю журавлей!
Прикрепленное изображение
Они небольшими группами, голов по 5-15 бродили по долине и хряпали здоровенных кузнечиков
Прикрепленное изображение
У грибов перевели дух, перекусили припасенным, потаращились на них в бинокль и двинули дальше. Вперед, вперед, вперед! Я торопил свою команду. Вперед, к заветной цели! По дороге, два или три раза пересекали КПП… ))) Предприимчивые аборигенские дети дежурили у ворот в ограде, которой огорожено деревенское пастбище ))). На просьбу открыть, стандартно требовали полтинник. На возражение, мол «с какого перепугу то?», не менее стандартно снижали таксу до «сигаретки», но получив чупа-чупс, с улыбкой пропускали. На въезде в Балыкчу перекусили отличными чебуреками с чаем. И наконец добрались!!!
Перед старой базой «Кырсай» теперь есть еще одна – «Чулышман»
Прикрепленное изображение
Надо сказать база так себе. Хозяева алтайцы, а они сильно не заморачиваются ни чистотой, ни порядком, ни комфортом отдыхающих. Просто ночь скоротать пойдет, но надолго я бы постарался там не задерживаться. Несмотря на то, что цена за домик невысока, точно не помню, но что то типа 600-800 р, желания там задержаться не возникло. Но ночь нам все же пришлось там переночевать, ибо на Кырсае мест не было. Шашлык, чокнулись за прибытие банками КОзела с любимой, поглазели на звезды… Все, в люлю. Ночью поднялся сильный ветер (он, кстати, стабильно дул все ночи, что мы там провели, стихая к обеду и начинаясь снова после полуночи) и мне порой казалось, что мое одеяло приподнимается, настолько сильный был сквозняк! Стены щелястые, как в огородном туалете. Спать пришлось по разным домикам с детьми, в один никак не входили. Они, конечно, были этому несказанно рады – автономка! ))) Утром неспешно завтракаем яичницей с остатками вчерашнего шашлыка, избушку на клюшку и едем на разведку, на базу Кырсай
Прикрепленное изображение
в надежде, что там освободилось жилье. Так и есть! Свободен один из новых кедровых домиков.
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
1,5К в сутки и он наш! Короткие сборы и переезд на новую базу.
Надо сказать, что хозяевам и этой базы тоже есть над чем поработать ((. На полу домика песок, когда сдвинули кровать, пыли и мусора «в палец толщиной» (((. И это в новом домике! За двое суток, что мы там провели, мусор (в пакетах!) из мусорки никто так и не удосужился убрать, уносили сами в бак… В общем чувствуется расслабон ввиду отсутствия конкуренции.
Но будя о грустном! Находясь там нет никакого желания заостряться на этих мелочах.
Два с половиной дня нирваны!
Прикрепленное изображение
Нагулялись на лодке
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
и по самому озеру
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
и по Чулышману. Дети робинзонили на необитаемом острове, успели отстроить там себе острог ))))
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Обследовали водопады по левому берегу озера, пересекали несколько раз его от берега до берега, а я так еще и осмелился прикоснуться к заповедному берегу
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
и зайти в устье р. Кыйгак, правда метров на 50 всего ))), мелкая совсем
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
После чего поздоровался с охраной заповедника в лице доброжелательного молодого человека на моторке, который подошел ко мне минут через 40 после того как я вторгся в заповедные воды. Поинтересовался с какой целью нахожусь тут и рыбачу ли. Находящийся на борту в разобранном виде пикер для балды и тирольки интереса у него не вызвал вовсе. Мне показалось, что под рыбалкой он имел ввиду постановку сетей, ну или каких то иных, более промысловых снастей. В общем, общение было очень доброжелательным и непродолжительным. Не более чем через 5 минут от отчалил от меня, пожелав доброго пути. Но(!), что я заметил, он на самом малом ходу повторил весь мой проход вдоль заповедного берега. Видимо есть у него причины не верить людям на слово…
Была и возможность поупираться в рыбалку. Сделал выезд в Чулышман с новыми для меня снастями. Может из-за этого, а может и из-за того, что не сезон еще, но кроме малышей хариусков, чебакового размера, ничего мне надыбать не удалось (((. Их брать рука не поднялась, отпустил всех до единого. Клевали прям под берегом, на балду (тиролька промолчала, за час с лишним не принеся ни поклевки). Принципиального отличия в уловистости каких-то определенных мух не увидел, поклевки были на все. Закончилась рыбалка внезапно, отломом тюльпана из-за перехлеста плетни… Ллля, да что ж такое то??? (((.
В общем и целом, все прошло великолепно! Воды Телецкого и Чулышмана совершенно определенно делают меня лучше. Добрее, сильнее ))))) и… светлее что ли. Я абсолютно серьезно сейчас. Тянет туда, и тем сильнее, чем дольше там не бывал.
Но, приходит время расставаться, вот и мы вынуждены отправляться в обратный путь
Прикрепленное изображение
Первый переход у нас недалекий, по плану надо добраться до Акташа и встать там на ночевку. Поэтому, ну и по еще одной причине ))), не торопимся. Часов в 11 отчаливаем. Едем с остановками, так как еще в первый же день на Кырсае дети заметили здоровенный кровельный саморез в переднем левом колесе. Но, с момента обнаружения и до самого отъезда давление не изменилось, и я решил его не трогать, тянуть до шиномонтажа. Ленив, что сказать ))). Но после первых же километров либо шляпка, либо весь саморез куда-то промотались и из колесной арки теперь стало слышно конкретное шипение. Я не переживал, ибо во первых, ремкомплект для бескамерных колес лежал в багажнике, а во вторых, давление в колесах машина показывает на панели приборов и прозевать момент, чтобы проехать на спущенном колесе, было невозможно. К тому же колесо размерности 255/55R18 имеет немалый запас воздуха, особенно будучи набитым до 3 «очков» компрессором, входящим в заводскую комплектацию автомобиля ))). Но тем не менее, приходится регулярно подкачиваться.
Одна из остановок случилась у Пазырыкских курганов. К моему стыду мы в первый раз не заезжали сюда и в этот не планировали. Просто по причине незнания где это находится! Но остановка случилась и когда я закончив подкачку закинул насос в багажник и осмотрелся, то обнаружил какие то интересности внизу, в логу. Съехал с дороги и доехал до первого кургана, а уже оттуда увидел что то еще более интересное... Реальные раскопки!
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Очень необычно себя там чувствовал, страааашно... любопытно было! Причем с дороги как то прям потянуло в их сторону, возникло ощущение, что вот прям надо мне туда...
Так, не спеша, мы и доехали до самого Акташа! В Балыктуюле мне не понравился внешний вид шиномонтажки ))), а в Улагане не было света. Раз 5-6 я подкачивался. Другая остановка принесла еще один наиприятнейший бонус! Пошедший отлить за ближайшие елки малОй, заголосил, что нашел какое то совершенно невероятное количество грибов! Мы поулыбались, мол «да-да ))), поганки поди…», но Юля, как страстный грибниГ, не смогла проигнорировать это дело и пошла… «Пакет!!! Пакет сюда!!!» Реально маслята и подберезовики можно было косой косить! За 5 минут нарезали столько, что стало одолевать сомнение, «а съедим ли столько?».
В Акташе, починили колесо и определились с ночлегом. Свободных баз было по-прежнему мало. Из свободных приглянулась «Дом у ручья»
Прикрепленное изображение
Оказалось, очень уютная база, с журчащим ручьем прям в территории. Подозреваю, что это не ручей, а протока речки Чибитка. Но уютности это не убавляет )). Домик с умывальником (не раковиной), большой верандой удобной для семейного перекуса на свежем воздухе и двумя полуторными кроватями стоил всего 1К. На следующий день или два были запланированы радиальные выезды на Марс ;))) и Ретранслятор. Я слабо представлял себе емкость этих мероприятий по времени и снимая домик на первую ночь попросил администратора, прежде чем обещать наш домик кому-либо на следующую ночь, взять тайм-аут на 10 минут и переспросить у нас, не надумали ли мы продлить. Администратор Елена согласно покивала головой, забрала «рупь» и удалилась. Как обычно, со сном проблем не было ни у кого, через 20 минут после ужина все срубились как подстреленные. Утром собрались налегке и прихватив с собой перекус, уже рассаживались в машину, когда подошла администратор и спросила, когда мы съезжаем. У меня брови съехали на затылок! В общем, не буду тут разводить про эту хрень, но получилось так, что дом был сдан хозяйкой без каких-либо уточнений о уже имеющихся договоренностях. И нас, по-простому говоря, попросили. Давно не чувствовал себя так паршиво. Скидали все в машину, зацепили телегу и убрались восвояси, пообещав соответствующий отзыв в 2ГИСе. Приехали на уже приглянувшуюся «Чуйскую долину» с просьбой приютить хотя бы телегу, в чем нам и не отказали, причем совершенно «безвозБездДо» )). Хорошая база, достойный администратор. Мужик, в хорошем смысле слова.
Ну все, «балласт» сброшен ))) «Эй, в машине! Самый полный!» ))) Первым в списке был Марс. Точнее Марсово поле
Прикрепленное изображение
И тут опять хочу кивнуть на 2ГИС (не ангажирован, отношения к этой организации не имею) - прям от Акташа, набрав в поисковой строке «Марс», выбрал из выпавших вариантов «Марсово поле 1» и доехал по встроенному навигатору прям до места! Оооочень подросла программа, я за всю поездку ни разу не воспользовался Навителом, хотя, готовясь к поездке, добавил минимум точек 10 ему в память, для облегчения ориентирования. Не потребовались. Прям «5+»!
Честно говоря, Марс разочаровал. Все очень локально. Небольшая горушка, которую мы облазили не торопясь менее чем за час
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Да интересно, необычно… но мало ))). Много было разговоров про платность посещения сей интересности. 100 р с взрослого, дети (причем по моему до 16) - бесплатно. ИМХО, пренебрежительно малая величина. Когда «спустились с гор» ))), уже проголодались. Зашли в безальтернативную там кафешку, я как обычно взял лагман (опять угадал), а дети с женой каких то еще разностей… но, как и практически во всех алтайских забегаловках, съев по несколько ложек продолжить не смогли (( - еда отвратного качества.
Обратная дорога до Акташа опять порадовала роскошными видами на Северо-Чуйский хребет.
Прикрепленное изображение
В Акташ вернулись около 14.00. Еще по дороге решили не откладывать на завтра вторую «радиалку» - на Ретранслятор. Заскочили в Марийку, втарились перекусом и алга.
Дорога была более-менее понятна, прорисовывалась как Навителом, так и 2ГИСом. Около 12 км в один конец. Правда встреченный на первом же километре Х-трейл поведал, что подняться не смог, и мало того, вынужден был пятиться километр, с его слов, до места, где можно было бы развернуться… Ясно. Но у нас машинка чуть посерьезнее, идем дальше. Через километр-полтора утыкаюсь в «порог» - место, где размывающий дорогу ручеек перескаивает с одного края на другой. Отремонтировано… валунами! Реальные такие каменюги, раза в полтора крупнее баскетбольного мяча! То есть тут и так то промоина, типа канава, так еще и эти лежат как попало (((. Справа гора, слева обрыв. Но как то же это место проходят машины, кроме шишиг! Приглядел траекторию, задрал подвеску ииии… три попытки без результата. Вывешивается в диагональ и покачиваясь на ней начинает рыть передним загруженным (!) колесом. Хм, ребус! Выкрутил оставленные на черный день сантиметры клиренса, взял чуть поболе разгон и по более страшной траектории (ближе к краю) с первой попытки прохожу, УРА! Ну Турок, мужик! Зачет ))). Идем дальше. Навстречу прошли еще две машины, так же развернувшиеся. Сказали, что в принципе можно было и дальше продолжать подниматься, но когда встречная машина сказала им, что до места еще осталось два раза по столько же, примерно такой же дороги, они решили не насиловать железо и развернулись. Ну уж нет, дудки! Идем дальше. Надо сказать, что проблема дороги не в каких то колеях или грязюке по колено, нет, просто близкий к критическому угол подъема вкупе с бесконечными диагоналками и скользкими камушками. Идем на подъем, а у меня греются тормоза. Типа нонсенс ))). Про антибукс в курсе ))). Пару раз останавливались, обходил машину прислушивался, принюхивался – все ОК.
В общем весь подъем расписывать будет долго, скажу только, что это самое яркое впечатление от поездки. И еще скажу, что проезд туда видимо платный, но шлагбаум можно объехать, что я и сделал… по незнанию дороги )))
Прикрепленное изображение
Добрались. Красотищща!!!
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Снег лежит даже ниже нас!
Прикрепленное изображение
Температура +2,5С, если верить бортовику. Дышать прям ощутимо тяжелее. Даже тренированные пловцы ))), Егор с Максимом, пробежав метров 70 по склону, не могли сказать больше двух слов подряд. Короче, оооооочень там классно! Кто не боится получить по пузу… машины )) и располагает свободными 2-3 часами, не проезжайте мимо.
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Отдаю должное нашему другу и полноправному участнику приключения )))
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Пошагали вниз
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
На спуске остановились на перекус
Прикрепленное изображение
мелкий опять пошел в кусты и… опять нашел грибы! Пока я допивал пакет молока с булкой, они в три каски насобирали полный пакет маслят, а пацаны еще и по кружке ягод себе на дорожку!
Прикрепленное изображение
Насчет дорожки, времени седьмой час, но мы уже так нагулялись, что решили больше не задерживаться в горах. Забираем телегу в «Чуйской долине», сердечно благодарим администратора базы за приют и выдвигаемся домой.
Прикрепленное изображение
Ребятня, доев ягоды, даже перестала делить подлокотник, сложили друг на друга ноги и слаааадко засопели уже через 15 минут движения. Передоз. Передоз всего ))).
ДорОгой остановились перекусить в кафе «Шелковый путь» в Туекте
Прикрепленное изображение
Опять разочарование (((. В этот раз прогадал и я. На вкус еще туда-сюда, но порции… размеру отбивной удивились даже дети. Грамм 40 мяса. Я заказал спагетти, дети с Юлей макароны, принесли всем одинаковую вермишель… Единственное, что порадовало - это порция оливье. Остального было максимум полпорции, даже чая зажали.
Все. Следующая остановка была уже дома. Накаталиииись.
Всем спасибо, что дочитали это занудство )).

P.S. Мечта попасть на ЮБТО со спиннингами осталась не реализованной (((. Щук и окуней так и не подержал за мягкое ))) А значит есть к чему стремиться!

* * * * *
44 голосов 220 общий рейтинг


Фотография
Nik(дядьКоля)
17 окт 2018 05:21
Спиннинг тут, не самое важное ))) Да и - мечта должна жить. А повесть о путешествии - просто класс! Днем еще раз перечитаю.

ЗдОрово, как будто сам опять прокатился...

Красиво и познавательно. Спасибо. 

Очень понравилось, смело можно распечатывать и ехать по нему самому!

    • Nik(дядьКоля) это нравится
Фотография
Бородяга
17 окт 2018 08:57

Силища! Столько букв редко когда с таким удовольствием осиливал, спасибо!

    • Nik(дядьКоля) это нравится
Фотография
Nik(дядьКоля)
17 окт 2018 09:02
Реально - профессионально написанная статья об автомобильном путешествии по Алтаю. Да еще, с классными фото.
    • t_an2 это нравится
Фотография
Дантист 68
17 окт 2018 09:17

Красота!!!

Фотография
Заречный
17 окт 2018 09:36

Очень информативно.

И вообще здОрово!

5

Хорошо, что спиннинг не взял!

Фотография
пустырник
17 окт 2018 12:23

"Марсианский кузнечик" 

Хорошее название для рассказа Бредбери, правда?

    • Nik(дядьКоля) и Kvik это нравится
Фотография
Nik(дядьКоля)
17 окт 2018 14:34

"Марсианский кузнечик" 

Хорошее название для рассказа Бредбери, правда?

 

Или как у Г.Гаррисона "Неукротимая планета" )))

    • пустырник это нравится
Фотография
мебельщик
17 окт 2018 16:14
Нынче тоже там был,правдо первый раз.Прочитав ,будто сам от туда приехал.

55555. Прочитал с удовольствием. Спасибо!

Классно! И поездка, и рассказ!

Фотография
Пилигрим
18 окт 2018 01:33

Спасибо неравнодушным! Это можно сказать мой дебют в формате блога. Рад, что понравилось!

 

А кузнечик реально марсианский, как он летает и какой становится расцветки - надо видеть!

    • Nik(дядьКоля), Mitrich, Kvik и еще 1 это нравится
Фотография
ТР0ФИМ
18 окт 2018 09:15

Шикарное путешествие ! Спасибо !

555+++

Фотография
Андрей Калачев
18 окт 2018 22:53
Спасибо!Очень интересно и познавательно!
Фотография
Последний Праворульщик
21 окт 2018 11:37

Супер! 10+

 

Уже смутно помню шлагбаум, но, по-моему, он перегораживает въезд на рудник. Его объезжаешь выше, слева.

Последние записи

Последние комментарии