НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Обращаем внимание охотников, что отношения, возникающие в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, регулируются не только Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об охоте»), но и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 ФЗ «Об охоте»).
Это положение имеет принципиально важное значение в тех случаях, когда к лицу, совершившему правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, могут применяться нормы иного законодательства.
В этой связи, полагаем, что охотникам не безразлично будет знать, что Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») является основополагающим по отношению к Федеральному закону от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ «О животном мире») и к ФЗ «Об охоте». Следовательно, его нормы права распространяются и на соответствующие отношения, регулируемые данными законами.
ФЗ «О животном мире», в свою очередь, является базовым для ФЗ «Об охоте» и нормы его права также распространяются на отношения, регулируемые законодательством об охоте.
ФЗ «Об охоте» является специализированным законом и регулирует отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Необходимые пояснения для расширения кругозора охотников
1. Удостоверением охотника на всей территории Российской Федерации является только охотничий билет единого федерального образца, который выдаётся бесплатно (не требует уплаты ежегодных членских взносов и уплаты за отработку в охотничьих угодьях). Какие либо иные «членские охотничьи билеты» являются лишь удостоверением принадлежности к тому или иному объединению охотников или, образно говоря, являются удостоверением члена того или иного клуба охотников и, не более того.
2. В соответствии с абзацем 13 статьи 1 ФЗ «О животном мире» охотник является пользователем животного мира и имеет права и возложенные на него обязанности, установленные статьёй 40 данного закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ «Об охоте», охотничьи животные – это объекты животного мира.
3. Документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, как в общедоступных, так и в закреплённых охотничьих угодьях, является только разрешение на добычу охотничьих ресурсов, но не путёвка.
В общедоступных охотничьих угодьях охота осуществляется только при наличии одного документа – разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 31 ФЗ «Об охоте»).
В случае, если охотник по своему желанию намерен осуществлять любительскую и спортивную охоту в закреплённых охотничьих угодьях, то он кроме разрешения на добычу охотничьих ресурсов должен будет приобрести у охотпользователя за соответствующую плату ещё и путёвку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства). Исходя из этого, путёвка для охоты в закреплённых охотничьих угодьях является по своей сути лишь договором об оказании услуг охотнику и, не более того. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов в закреплённые охотничьи угодья выдаётся юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (далее – охотпользователем), заключившими охотхозяйственные соглашения (статьи 14 и 31 ФЗ «Об охоте»).
4. Получив разрешение на добычу охотничьих ресурсов, охотник должен самым внимательнейшим образом ознакомиться с содержанием текста на обеих сторонах бланка полученного им разрешения на добычу того или иного вида охотничьих ресурсов (видов охотничьих ресурсов).
Ознакомившись с содержанием текста на бланке разрешения, охотник обязан неукоснительно выполнять все указанные в нём условия, осуществлять только разрешённые виды пользования охотничьими ресурсами, чтобы в последующем избежать неприятных инцидентов (как, например, привлечения к административной или уголовной ответственности).
Сведения о добытых животных необходимо направлять в установленный срок (либо лично представлять, либо отправлять почтой с уведомлением о вручении) только по месту получения данного разрешения и обязательно указывать все параметры: дату, место добычи и количество добытых животных; пол и возраст животного, вес мяса и количество эмбрионов (для копытных животных). Невыполнение этих условий будет являться нарушением требований статьи 40 ФЗ «О животном мире» (абзацы 15 и 18).
В соответствии со статьёй 14 ФЗ «О животном мире» и статьёй 37 ФЗ «Об охоте», указанные сведения необходимы для ведения государственного охотхозяйственного реестра и государственного кадастра объектов животного мира, а также для своевременного представления этих сведений в Минприроды России.
5. При получении путёвки (договора об оказании услуг) для охоты в закреплённых охотничьих угодьях охотник должен требовать от охотпользователя чёткого указания в данном документе конкретного перечня услуг, за которые с охотника взимается плата. И требовать от охотпользователя в последующем при производстве охоты в данных закреплённых охотничьих угодьях оказания этих услуг (ведь деньги-то за это уплачены!).
6. Охрана охотпользователем объектов животного мира (то есть охотничьих животных) не может являться услугой. В соответствии со статьёй 40 ФЗ «О животном мире» это является обязанностью пользователя животным миром (в данном случае охотпользователя). Охрана охотничьих животных осуществляется охотпользователем посредством охраны охотничьих угодий производственным охотничьим контролем (статья 41 ФЗ «Об охоте».
Право на охоту в закреплённых охотничьих угодьях также не может быть услугой, поскольку, охотник, приобретя у охотпользователя разрешение на добычу охотничьих ресурсов, уже тем самым получили право охоты в данных охотничьих угодьях.
7. Во избежание неприятных для охотника инцидентов (о чём упомянуто выше) рекомендуем до выезда на охоту:
- ознакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды», прочитав внимательно статьи 1-4 и 77-78 данного закона, с ФЗ «О животном мире», уделив особое внимание статьям 40-41, 55-56 и 59 и с ФЗ «Об охоте», обратив внимание на пункты 5, 6, 12 и 15-16 статьи 1 и уделив особое внимание на статьи 40-41, 57-59 данного закона. Это принципиально важно, т.к. охотники часто заблуждаются в своих умозаключениях, а потом расплачиваются за это;
- внимательно прочитать Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 16.11.2010 г. № 512 (в ред. приказов Минприроды России от 10.04.2012 № 98, от 05.09.2012 № 262, от 08.11.2012 № 373, от 10.12.2013 № 581, от 04.09.2014 № 383, от 29.09.2014 № 420, от 06.08.2015 № 348) и регулярно отслеживать все изменения по ним (просматривать их периодически).
8. При ознакомлении с Правилами охоты, рекомендуем, исходя из фактического состояния дел на практике, обратить самое пристальное внимание на следующие пункты Правил, по которым правонарушители в области охоты чаще всего привлекаются к административной или уголовной ответственности:
- пункт - 3. полностью;
- пункт - 3.7.;
- пункт – 3.8.;
- пункт - 4.;
- пункт - 6.;
- пункт - 7.;
- пункт - 8. (полностью);
- пункт - 9.;
- пункты - 13.-14.;
- пункт -16. (полностью);
- пункты - 20.-21.;
- пункты - 25.- 28.;
- пункт - 52. (полностью);
- пункт - 53. (полностью);
- пункты - 54.4. - 54.6.;
- пункты - 55.2. - 55.3.;
- пункт - 61. (полностью).
Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности за содеянные правонарушения!
источник - сайт СибХант