Обское приволье
Верховье матушки Оби начинается на Алтае. Чуть выше Бийска, от слияния овеянных легендами Бии и Катуни, рождается собственно – Обь. Пропетляв в своём скоротечном беге добрую сотню километров до столицы края, река образует на своём пути множество проток и островов. Ещё более образуется их ниже по течению. Обойдя по крутой дуге обрывистым левым берегом вокруг Барнаула, Обь образует мощные рукава, не уступающие главному руслу.
Долина реки так широка, что даже с высоченного левого берега, граница её невооружённым глазом просматривается с трудом. А в зимнюю пору ,когда всё спит под толстым снежным одеялом, мягкие очертания береговой линии размываются и теряются в искрящей белизне.
Февраль дарит яркое утреннее солнышко. Блистающие лучи его, проникая сквозь чащу угрюмых замёрзших деревьев, отбрасывают на нетронутые покрывала снега длинные тени, голубой каймой опоясывающие опушку зимнего леса. А по ветвям ,там и сям ,рассыпаны крупные лепестки "алых маков" - это пышногрудые красавцы снегири любуются утренним солнышком .Хрустальными звуками разносится в беззвучной тишине их немудрящая нежная песенка - "тень, тень"! Самый короткий месяц года пролетает незаметно. Уже чувствуется дыхание приближающейся Весны.
Ура! Забродило!
В конце марта весь снег в одночасье улетучился, и понеслась теплынь по нарастающей. Просто физически ощущается приближающийся ход Весны. Забродили земные соки в растениях, взбухли почки на берёзах и вербах. На свежих проталинах враз высыпали желтоголовые побеги "мать и мачехи". Земля - кормилица освобождаясь от зимней стылости ,жадно вбирает в себя весеннюю влагу. И нежась под ласковым солнышком она становится всё добре и пышнее, как подоспевшее тесто ,заведённое на опаре - готовиться принять в своё лоно семя будущего урожая. Хорошо!
Красив в своей мощи и безудержном напоре, весенний ледоход на Оби. Гул и пушечный грохот стоит над рекой, сопровождая треск ломающегося льда.
Лёд тронулся. Проплывают и целые ледяные поля с охапками растерянного на переправе сена, с остатками остовов зимних рыбацких палаток, и колотые льдины с острыми как бритва краями. Величаво шествуют ледяные горы из смёрзшихся торосов. Весеннее половодье затопляет всю округу. По большой воде трудно определить где главное русло .Всё скрывается под водой, лишь верхушки кустарников торчат над водной гладью. Зрелище впечатляющее, от края и до края - море разливанное. Серый ноздреватый снег, грязными языками сползает вниз, обнажая пропитанные влагой глинистые обрывы. Капелька за капелькой - образуются вешние потоки, срывающиеся с круч. Эти потоки, водопадами низвергающиеся с высоты, образуют промоины на распалённом льду реки. К ним устремляются, истосковавшиеся за долгую зиму по свежему кислороду, рыбины. Первыми к заберегам подходят щуки, про которых в народе говорят, что они "хвостом лёд разбивают". Самые нетерпеливые и отчаянные рыболовы крадучись подбираются к воде в болотных сапогах, по уши проваливаясь на кисельных берегах, с одной единственной целью - ополоснуть в свежей талой водице залежавшиеся за зиму блёсны.
Май - месяц любви и наслаждений! Всё живое напоено чувством любви и радости. Природа своей мощной энергетикой даёт толчок к обновлению, радости и возрождению. Набухают почки на деревьях ,птицы вьют гнёзда, звери роют норы - всюду жизнь. Жаворонки весь световой день заливаются в вышине, с упоением славя приход Весны. Редкий человек остаётся равнодушным к весенним переменам. Весь этот шум -гам, переполох - музыка и яркие картины пробуждающейся после зимней спячки Природы, в любой душе будоражит страсть и порыв. И поднимается у человека настроение, светятся ярким блеском глаза. Глаза как известно - зеркало души. А это значит - Душа запела. И только у человека эмоционального Душа не просто поёт - ликует! По воле Божьей характер даётся нам от родителей. Наследуются самые яркие ,самые лучшие их черты. Эмоциями награждает нас - Бог! Быть человеку по натуре эмоциональным или нет - только Богу угодно ведать .Всё ,что человек воспринимает с детства с глубоким чувством - остаётся у него в душе и памяти на всю жизнь.
Это Любовь! Любовь к маме, к отчему дому, к родному краю. Только глубоко эмоциональная натура с чертами сентиментального характера всю сознательную жизнь способна восторгаться Даром Божьим - Живой Природой!
Протоки с островами выше и ниже Барнаула, усыпанные большими и малыми озёрами – “ Мекка” для городских рыболовов и просто любителей отдыха на Природе. Есть где душе отмякнуть и забыться. Человеку важно, время от времени, слышать не только звуки музыки и шум города, но и плеск волн, шум дождя и ветра в лесу, трели соловья в майскую ночь. И как сказал мудрец – “мужчине особенно полезно смотреть на бегущую воду, зелёную траву, и на ..... красивых женщин”. Быстро поднявшись, ещё быстрее вода падает в русло и уносится вниз по течению, обнажая заливные луга ,напитанные влагой. Травы на лугах поднимаются под майским солнцем, словно на опаре. Среди разнотравья остаётся множество бочагов и ериков. В быстро прогреваемых водоёмчиках начинается нерест - первый шаг великого таинства Природы, зарождение новой жизни. На песчаных отмелях, поднимающихся в излучинах реки, мечут икру окуни и судаки. В тихих заводях и глухих протоках, незаметных среди густых зарослей тальника и высоких трав, табунами ходят огромные лещи - "лопаты". Зацветает калина и черёмуха. Это время называется - "черёмуховые холода". Лещи активно трутся друг о друга, самки мечут икру - самцы поливают её молоками. Идёт весенний нерест. Густой, пряный аромат черёмухи стелется вокруг, забивая все другие ароматы Весны.
Обходя город и разбегаясь по долине рукавами, Обь как-бы опомнившись, единым руслом прижимается к обрывистому берегу у старинной деревни Казённая Заимка. Неприступным бастионом выдаётся он вперёд, преграждая путь реке, здесь она резко меняет своё направление с западного на северное.
Казённая Заимка - первое древнее поселение в окрестностях современного Барнаула. Мудрые предки неспроста выбрали это место. Высочайшая точка позволяла видеть и всю реку справа налево - обзор градусов на 180,а также легко просматривать дали дальние правобережья, поросшие лесом. В память об ушедших предках остались только, сглаженные временем, погребальные курганы. Да и те пострадали по воле невежественных потомков.
В завершении плавной дуги ,река огибает Гоньбу с её паромной переправой в устье впадающей речушки Ляпихи. Чем ниже по течению тем выше и выше кручи левого берега. Подмытые течением, отвесные стены береговых обрывов, поднимаются метров на пятьдесят от уреза реки. C низу вверх упрямо карабкаются заросли шиповника да молодые берёзки вперемежку с черёмухой, увитой густыми лианами дикого хмеля Широкой лентой уходит Обь на Север, плавно огибая песчаные косы с золотым песком. И далеко-далеко на фоне голубой реки виден "сахарный" брусок белоснежного теплохода, спешащего своим маршрутом вниз по течению. Простор и красота!!! Постепенно и плавно спадает большая вода до своего постоянного уровня. Обь входит в берега, обнажая береговые бровки. Рыбье царство отнерестившись, скатывается на постоянные свои стоянки. Вода уже осветляется, и начинается активный летний клёв. В конце мая ,в июне - все деревья в молодой листве, сияющее изумрудом разнотравье поднимается по пояс.
Наступает чудная пора соловьиных концертов. После жаркого июньского дня в летнюю полночь, медленно остывающий воздух, приятно ласкает кожу, лёгким бризом потягивая со стороны речной долины. Ночи июня - лучшее время насладиться соловьиным пением. Я знаю одно местечко над обрывом, которым приходилось пользоваться в соловьиные ночи. Между Южным и Конюхами, за границей садов, вдоль обрыва тянется узенькая полоска земли с едва заметной тропинкой, по которой вечерами любят гулять садоводы. На самом краешке отвесной стены притаилась простая деревянная скамеечка, сооружённая добрым человеком. Не однажды приходилось сиживать на ней в глухую полночь, оставаясь один на один с сияющими над головой крупными звёздами, размышляя о былом, и разговаривая с небом.
Сидя на скамеечке, чувствуешь себя зрителем в театре без стен, а пред тобой разворачивается не придуманное, живое действо. Полная луна серебряным светом заливает округу, далеко внизу тёмным пятном выдаётся группа деревьев и кустарников, средь которых неясным матовым отсветом, как молоком облитые, выделяются цветущие черёмуха и калина. Зрелище завораживающее. В сырых местах заводят песню лягушки, им нежно вторят сверчки. Такие знакомые и тёплые звуки - греют душу. Но вот прелюдия окончена, и в свои права вступает главный солист - соловей.
Соловушка для нас - не просто птичка певчая. Он и гордость и слава наша. Не зря его называют "российским славным птахом". Историческая родина лучших певунов России - Курская область. Отдавая дань великого уважения маленькому певуну, всех уроженцев области так и зовут - "курские соловьи". И как приятно осознавать, что и в моих жилах течёт кровь этих "соловьёв". А сколько песен сочинил народ об этой птичке, и сколько стихов.
Соловей это весна, а весна это время любви. Потому он - символ времени Любви. Казалось бы так воспетая, обладающая необычным голосом птица ,и выглядеть должна необычайно. Но...увы. Кто первый раз видит её, и не подозревает об этом. Днём ,как правило, соловей не поёт. Его стихия - майские, да июньские ночи.
Едва надвинутся вечерние сумерки, птица словно оживая, начинает готовиться к очередному выступлению. Встряхнув перьями и приосанившись, ночной музыкант принимается настраивать свой необычный, сказочный инструмент, нежно трогая его волшебные, серебряные струны.
В густой темноте раздаётся первый пробный звук - не то шёпот, не то шелест. Он слабо доносится из зарослей, едва уловимый для неискушенного слушателя. Следующая нота звучит уже уверенней, нежнейшим звуком лаская обострённый слух. Это ещё не трель, и не пение - это проба голоса. Лёгкое щебетание похожее на трель, плывёт по воздуху, разряжая напряжённую тишину.
Итак - инструмент готов к работе, пора уж начинать концерт. Набрав полную грудь воздуха, соловушка выдаёт громогласное - "тьох- тьох-тьох". Красивый, сочный, округлый звук оглашает окрестности. Из разных концов густых кущей раздаются ответные трели, соседи тоже не дремлют. Наш солист ещё громче повторяет свою тираду, с дальнего края зарослей ему вторит один птах, остальные как-бы стесняясь, вразнобой подают свои несмелые голоса. Два лидера определились, на наших глазах разворачивается музыкальная дуэль. Забивая друг-друга, певцы всё усиливают и усиливают звуки голосов, сменяя тональность в каждом новом колене. Идёт настоящий бой. Бой идёт " не ради славы, ради жизни на земле". Самочки с нежностью внимают голосистому пению дружков.
Я насчитал пять колен и сбился. В мощном двоеголосии трудно уловить новое колено. Следуя логике вещей полагаю, что у нас живут семиреченские соловьи. Так называется разновидность певунов, обитающих в соседнем южном Казахстане, в области Семиречья. Их ещё называют "тугайными",по месту обитания. Тугаи - плотные заросли лоха и дикой облепихи в низовьях горных рек, впадающих в огромный Балхаш. И ведь именно у семиреченского соловья, песня имеет семь колен. А сила голоса такова,что его легко можно услышать за километр.
Яркое ночное пение соловушек продолжается до появления птенцов. По народной примете - ровно до Петрова дня. Уж таков он - наш символ России.
Человеку, не в пример птицам, присуще выбирать для жизни лучшие, комфортные условия. Многие наши земляки разъехались по миру в поисках лучшей доли. Упиваются люди благами цивилизации в уютной и организованной Германии, в тихой и сытой Австрии, в "спящей красавице" - Швейцарии. Но, когда встречаются утомлённые сытой и благополучной жизнью бывшие россияне где-нибудь в баре, за кружкой пива, неизменно заводятся разговоры о ней родимой - о России. И оказывается - у нас и берёзы краше, и хлебушек вкуснее, и баня-то настоящая, и морозы сибирские куда как приятнее. А как поёт по весне наш "российский славный птах" - громко да раскатисто, на всю округу! Не сравниться с ним не один певун из мира пернатых. И нет милее пения для русской души.
А секрет прост - Родину, как и родителей, не выбирают!