Мотолодки "Казанка-М"
Основные данные:
Длина наибольшая 4.63 м
Ширина наибольшая 1.60 м
Высота борта на миделе 0.68 м
Угол килеватости днища на транце 4°
Масса с оборудованием и снабжением 145 кг
Грузоподъемность 400 кг
Пассажировместимость 4 чел.
Допустимая мощность ПМ 25 л.с.
Скорость под мотором:
Обводы мотолодки "Казанка"
Плоскодонная дюралевая глиссирующая «Казанка» долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.
Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при глиссировании на волне высотой более 0.3 м. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20~25 л.с., под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Стык днищевых и бортовых листов обшивки выполнен без образования брызгоотбойника, поэтому "Казанка" сильно забрызгивается в свежую погоду. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. Попытки использовать "Казанку" в море и других открытых водоёмах приводили к многочисленным несчастным случаям.
К числу достоинств лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. Ценными качествами "Казанок" являются малая осадка и лёгкий выход на глиссирование с большой нагрузкой и маломощными моторами. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью до 15 л.с. Несмотря на отмеченные выше недостатки, "Казанка" имеет свою "изюминку", и пользуется заслуженной популярностью на малых реках.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повышения ее мореходных качеств (установка наделок-булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.
Общее расположение мотолодок "Южанка" и "Казанка-МД".
«Казанка-М» и «Южанка» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса . Були имеют герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличиваюг общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.
Корпуса лодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища — 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости, вторая переборка с запираемой дверцей — багажник для походного снаряжения.
Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тентовым устройством.
Эксплуатация лодок допускается при удалении от берега до 1500 м и волнении не выше 2 х баллов.
Пользуюсь такой лодкой в течении 4 лет. Лодка очень ходкая, вместительный кокпит, легко выходит на глисс. Ходил на ней под Вихрем 30, Нептуном 23, Ямахой 25 и сейчас Меркури 15. Под Мерком вдвоем, с кучей шмурдяка, против течения на Оби скорость 22 км. Под Ямахой 25, один- под 50 км. Попадали на ней в очень сильный северный ветер (против течения), кто знает- поймет. Еле выбрались. Главное не становись боком к волне, средний ход и вперед.
Есть существенный недостаток- не любит боковую волну, ну и отсутствие самоотливного рецесса. Я на своей поставил помпу, работает от аккумулятора эхолота. Если вода попала в кокпит, нажал кнопку и нет воды.