Много разговоров, об этом (в интернете) .
Мы, покупатели лодок - прислушиваемся к производителям. Ну и - к отзывам коллег.
Производители лодок - хвалят тот способ, как они делают этот самый - шов. Не все, конечно, но большинство - нечестно пиарят свою продукцию. Кто клеит - ругает сварной шов. Кто варит - клееный.
Я набрался наглости и попросил нашего Сан Саныча - "Stepik"-а. Он - руководит производством лодок Тонара (если кто не в курсе).
В общем - показал мне, как варят шов. Как клеят. Ну и в финале, как в хорошем триллере - мы рвали лодки Вареные и клееные. Проверили - какая крепче.
Вот Сан Саныч на рабочем месте - знакомьтесь, кто не знает
На сегодняшний день, есть два способа соединения швов ПВХ-лодки. Склеивание и сварка.
Склеивание - все мы знаем. Раскроенные детали лодки (в местах склеивания) - обрабатываются этилацетатом для процесса галогенизации. Затем, обыкновенной кисточкой, наносится клей...
15 минут обе, покрытые клеем поверхности - подсыхают. Затем вторично покрываются клеем. Снова подсыхают. После этого, их нагревают феном (для термоактивации клея) и соединяют. Затем - прикатывают валиком. Краткосрочное давление на валике - не менее 6 кг. на кв.см. И потом - 24 часа на высыхание.
После такого склеивания, в зависимости от квалификации и старания мастера - по краю шва могут иногда выступать остатки клея.
Теперь - сварка швов!
Мне показали две "Стационарных сварочных машины, для сварки термопластичных материалов".
Первая сваривает с помощью горячего воздуха
Шов сваренный горячим воздухом отличается тем, что по краю детали - может появиться лёгкий глянец
Вторая машина - сваривает с помощью горячего клина (кстати, он полностью из серебра)
После сварки горячим клином - шов не блестит по краям, выглядит аккуратнее
Ну и - гвоздь программы! Мы разорвали детали лодки
Поочерёдно - склеенные и сваренные. Раздирали - старательно, на грани человеческих сил )))
Сварной шов - так и не разошелся. Он оказался прочнее самой ткани, которая от этого растяжения - разодралась на внутренний корд и внешний слой ПВХ. Сварной шов - крепче самой ткани. Куда уж надёжнее?
Теперь будем рвать шов - обычный, клеевой.
Он выполнен по технологии. И уже достаточно высушен.
Тот же результат! На предельном усилии - сама ткань, не выдержала и порвалась. Внешний слой ПВХ - оторвался от корда. Шов, сделанный при помощи клея - остался цел
Разница - в небольших нюансах:
1 - При склейке - могут выступать частицы клея.
2 - При сваривании горячим воздухом - могут слегка блестеть края шва.
3 - При сваривании горячим клином - самый аккуратный и красивый шов.
А вот, для производителя - сварной шов лучше. Он более технологичен. Во-вторых, минимизирует человеческий фактор (добросовестный ли склейщик, выспался ли он сегодня и не экономит ли клей...). В третьих - значительно ускоряет процесс производства. И слегка снижает себестоимость.
При сравнении швов, есть ещё одна деталь - разница в весе. Вес лодке - добавляет клей.
На одну клееную гребную лодку (средние данные) идёт около 1.5 - 2 кг клея. На моторную от 3-ёх до 5-ти кг.
В сварных лодках (там его тоже, в некоторых местах - не избежать) клея - максимум 0.8 кг в гребных лодках. И - 2.5 кг. в моторных.
Эту статью, разместил и на нашем канале в Яндекс Дзен. Вот ссылка на неё