Мало кто знает, но надо знать!!!
В Барнауле простились с Виталием Арским, легендой алтайского рыбоводства, убитым браконьерами
Подробности трагического утра на водохранилище в Первомайском районе сейчас выясняет следствие. По предварительной информации, 7 сентября около 10 часов 64-летний арендатор озера, главный директор рыбоводческого предприятия "КорАл" Виталий Арский и инспектор рыбоохраны Александр Козлов подъехали на "Тойоте Ленд Крузер" к пяти мужчинам, которые ловили рыбу сетями. По одной из версий, браконьеры пытались откупиться деньгами. Но арендатор и инспектор ответили, что, мол, извините, ребята, нам важно, чтобы рыбалка на озере была по правилам. После этого инспектор стал составлять протокол. В 10 часов 15 минут Александр Козлов позвонил в полицию и попросил "пробить" несколько фамилий. Когда полицейский перезвонил, чтобы сообщить эти данные, телефон инспектора был уже недоступен.
Видимо, в это время все и происходило: приезжие стали жестоко избивать хозяина водоема и рыбинспектора. Козлову проломили череп и височную кость, Арского долго забивали ногами, ломая ребра. После душили. Потом уже бесчувственных и окровавленных связали, погрузили в джип и повезли в сторону Заринска со словами: "Будем топить". В какой-то момент Александр Козлов очнулся. Ему удалось развязаться и, когда бандиты притормозили у кафе, покинуть машину.
Через несколько минут преступники выбросили труп Виталия Васильевича Арского в кювет, еще через несколько километров оставили в лесополосе автомобиль.
Поиски
Вскоре в отделе полиции по Первомайскому району раздался звонок. Сообщили, что на дороге в сторону Заринска лежит тело человека. Инспектор Александр Козлов, которого привезли в ближайшую сельскую больницу, также успел сообщить о случившемся.
По тревоге был поднят полицейский вертолет. Следователям, выехавшим на место происшествия, с помощью одного из свидетелей удалось установить, что подозреваемые – жители Заринска. Все выезды из города были тут же перекрыты. В Заринске в поимке преступников был задействован практически весь личный полицейский состав, привлечены кинологи. Через несколько часов все подозреваемые были задержаны. Двум из них Новоалтайский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Алтайскому краю предъявил обвинение в убийстве и применении насилия в отношении представителя власти, опасного для жизни или здоровья.
Рыбацкий талант
В понедельник, 9 сентября, Виталия Васильевича Арского проводили в последний путь. Пришедших проститься было очень много. Люди шепотом говорили друг другу, что в случившееся трудно поверить.
– А может быть, лучше не надо было связываться ? – произнес кто-то.
– Что значит не связываться? – ответил Сергей Дегтярь, главный специалист охотничьего хозяйства Алтайского края. – В наше время равнодушие – главный враг. Не было бы равнодушия, может быть, жили бы по-другому.
По словам Демьяна Гаера, заместителя начальника Алтайской рыбинспекции, Виталий Васильевич Арский был самым выдающимся человеком в рыбном хозяйстве края:
– Это человек-легенда. Начинал простым рыбаком, потом был бригадиром, работал в "Алтайрыбпроме"...
Сергей Сатюков, главный специалист ФГБУ "Верхнеобьрыбвод", близкий друг Виталия Арского, говорит, что его товарища уже с молодости отличали особый талант и чутье рыбака.
Сергей Сатюков,
главный специалист ФГБУ "Верхнеобьрыбвод":
Он и сам умел ловить рыбу, и обучал других в "Алтайрыбпроме". Потом промышленное рыболовство ему стало неинтересно, увлекся рыбоводством, арендовал подзапущенные водоемы в Научном городке. И опять у него все получалось. Все там модернизировал, построил цех инкубационный...
Закидывал сазаном
Демьян Гаер,
заместителя начальника Алтайской рыбинспекции:
Никто так, как он, не зарыбляет алтайские водоемы. Не зарыблял... Причем зачастую не для личного дохода. Горько-Ключевское озеро Василич зарыбил, а ему не разрешили там вылавливать. Горько-Перешеечное сазаном, судаком закидал, и опять решения не было, а у него там два года уж корабли стоят, кислород гоняют, чтобы не погиб водоем. Нынче с ним впервые в истории зарыбляли Обь. Предприятия, которые наносят ущерб реке, раньше платили компенсацию в местные бюджеты. Эти деньги шли на что угодно, только не на восполнение рыбных запасов. В этот год предприятия сами закупали рыбью молодь и выпускали ее в реку. Васильевич добился этого благодаря своей настойчивости. В июле выпустили в протоки Оби более двух миллионов личинок сазана...
Виталий Васильевич Арский, рассказывают его знакомые, всегда переживал, что на местных рынках рыба привозная, что огромные алтайские водоемы зарастают камышом.
– Ну а как не переживать? – говорит Сергей Сатюков. – То, что делается в крае, неправильно, с моей точки зрения. Инертность какая-то, никто внимания не обращает на развитие рыбоводства. А вот Василич, несмотря на все эти заковырки, продолжал зарыблять озера , потому что болел этим делом.
– Он знал все водоемы, все дороги, – продолжает Демьян Гаер. – Мы с ним много ездили по краю. Рыбак до мозга костей. И озеро это в Сорочьем Логу он для рыбаков-любителей каждый год зарыблял. Говорил: если они платят деньги (а стоит там рыбалка 150 рублей с человека в сутки), пусть имеют возможность хорошо половить.
В последний раз Демьян Гаер виделся с Виталием Васильевичем Арским в пятницу, 6 сентября.
– У меня накануне был день рождения. Он зашел поздравить. Внимательный был к людям. Спрашивает: "Что подарить?" – "Ты сам как подарок", – говорю. Виталий Васильевич сказал, что поедут с инспектором Козловым на пруд, поступило сообщение, что с электроудочкой кто-то вылез... Вообще он неоднократно пересекался с браконьерами. И был психологом хорошим, разруливал сложные ситуации. С любым человеком мог найти общий язык. Александр Дмитриевич Козлов тоже стреляный воробей. У нас есть инструкции, на природе, мы знаем, многие люди употребляют горячительное, с агрессивными лучше не конфликтовать, мне трудно понять, что там случилось... Браконьерам грозил только штраф. Это какие-то нелюди, считающие себя хозяевами жизни...
Обеспечить безопасность
По словам сотрудников рыбинспекции, случаи, когда инспекторы попадают в сложные ситуации, не единичны. В Кулунде недавно два инспектора попали в засаду, их встретили палками. В прошедшие выходные в Шелаболихе пришлось одеть на нарушителя наручники, но это уже чревато разбирательством для инспектора: не превысил ли он свои полномочия.
– Не могу понять я отношения нашего государства к рыбоохране! – недоумевает Сергей Сатюков. – Если вы дали человеку должность – охранять ресурсы, обеспечьте его безопасность. Люди ходят в опасные рейды с голыми руками. Александр Дмитриевич Козлов, лучший инспектор, сейчас лежит в реанимации в тяжелом состоянии. А товарищ мой Виталий Васильевич – на Михайловском кладбище. У него ведь большие планы были. Уже договоривался о разведении осетровой молоди в Яровом на термальных водах. Теперь, наверное, рухнет идея. Внуков хотел на рыбалку брать – трое внуков у него, приучал всех природу любить. А мы с ним по перволедью собирались на окуня на Малышевскую протоку. Обговаривали уже радостно, как порыбачим... Теперь придется ехать одному...
Из интервью с Виталием Арским, директором ООО "КорАл":
Мы так и предполагали, что Сорочий Лог станет отличным местом для семейного отдыха и спортивной рыбной ловли. Ежегодно выпускаем туда по 14 тонн мальков-сеголеток. Согласно нашим исследованиям, за год их прирост достигает примерно 140 тонн. И люди там с удовольствием ловят рыбу. Зимой – подлещика, судака и щуку, а летом – карпа и сазана.
Человек мощный, незаурядный
Ирина Болотова,
руководитель рыболовно-охотничьего клуба "Трофей":
Это убийство потрясло всех наших рыболовов. Виталий Васильевич Арский не только развивал рыбоводство в крае, но и помогал много любительскому и спортивному рыболовству. Мы потеряли очень мощного, незаурядного человека.
В ООО "КорАл", которое много лет возглавлял Виталий Васильевич Арский, действует налаженное современное производство рыбной молоди. Если прежде выход до 100 тысяч мальков от каждой самки карпа считался верхом производительности, то сейчас здесь получают до полумиллиона мальков.
В ближайших планах Виталия Арского было строительство осетрового комплекса в городе Яровое. Были заключены договоры, составлялась проектно-сметная документация. Кроме осетровой молоди, предприятие, по замыслам и расчетам Арского, должно было производить ежегодно 150 тонн живого тайменя, 70 тонн мяса осетра и три тонны черной икры.