Датская страшная футбольная сказка
Недавняя реанимация датской звезды Кристиана Эриксена посреди поля шокировала весь футбольный мир. 29 лет назад во время чемпионата Европы-1992 Дания тоже оказалась в чудовищной ситуации.
Многие помнят почти волшебную, сказочную победу футбольной сборной Дании на Евро-92. У этой сказки есть и другая сторона, но она не веселая, более того страшная, но, можно сказать, божественная.
... Начало 90-х годов ознаменовалось серьезными геополитическими изменениями на карте Европы. Стремительный распад СССР, балканский кризис, разделение Чехословакии и т.п. привели к определенным последствиям и в футбольном мире.
Трудно сказать, кто первым произнес несусветную чушь о том, что "спорт вне политики", но суть в том, что вне политики нет ни одного серьезного направления человеческой деятельности. Рано или поздно интересы государства соприкасаются со всем, что происходит в этом самом государстве.
Так случилось и с большим футболом в начале 90-х. Балканский кризис привел к войне между сербами и некоторыми бывшими республиками Югославии, а значит невозможностью собрать сборную некогда цельной (во многом искусственно) страны. По стечению обстоятельств случилось это перед крупным футбольным турниром, на который югославы пробились с первого места в своей отборочной группе, оставив позади датчан, северных ирландцев, австрийцев и фарерцев. А представитель сборной Югославии македонец Дарко Панчев выиграл гонку бомбардиров отбора, опередив легендарных Папена и ван Бастена. События в СССР и Югославии развивались таким образом, что стал вопрос о замене этих сборных. В действительности, таких стран уже не существовало, а значит и играть некому. Но если хитрый Колосков выкрутился и договорился с высшими чиновниками УЕФА о замене сборной Союза на сборную эфемерного и никогда не существовавшего СНГ, то с югославами этот фокус не прошел. Сербы, хорваты и боснийцы резали друг друга с таким азартом, что никакие "спорт вне политики" не работали. Выставить на турнир сборную Югославии было просто невозможно. Правда, изначально ФИФА и УЕФА допустили югов к соревнованию на тех же условиях, что и СССР, но в мае резня на территории Боснии и Герцеговины достигла такого размаха, что ООН, а вслед за ней и спортивные федерации ввели санкции против Югославии и за 10 дней до начала турнира в Швеции УЕФА оказался перед серьезной проблемой.
Заменить Югославию могли только датчане, занявшие второе место в своей отборочной группе. Сказать, что Дания не была готова – значит, преуменьшить ситуацию. Некоторые из игроков больше не желали видеть главного тренера Рихарда Меллер-Нильсона. За пару лет до этого коуч-прагматик сменил любителя безбашенного атакующего футбола Зеппа Пионтека, и датские звезды возненавидели зануду Рихарда. Братья Лаудрупы, Ян Хайнце и Ян Бартрам опирались на индивидуальные действия, а Меллер-Нильсон требовал игры на команду и безжалостно менял звезд, если они играли на себя. В результате все рассорились, и звездная четверка ушла из сборной.
О внезапном участии в чемпионате Европы Рихард узнал по телефону – звонок отвлек его от ремонта кухни. Остальные игроки доигрывали чемпионаты, а кое-кто уже загорал в отпуске. Микаэль Лаудруп нежился на Карибском море, когда его набрал бесячий тренер. Ферзь из «Барсы» осмеял коуча и остался на пляже, но его брат Бриан все же принял повестку в сборную.
«Я отправился на сбор, думая, что у нас нет шансов. И на первой тренировке Рихард заявил, что наша цель – победа на Евро. Команда улыбалась. А я вовсе рассмеялся. Позже мы сами для себя поставили задачу: не стать посмешищем для мира», – вспоминал позже Лаудруп. Если бы он знал тогда, насколько был неправ!
Но у сборной был и ещё один выдающийся игрок, так же не сразу согласившийся играть, четырехкратный чемпион Дании и лучший футболист страны 1991-го Ким Вильфорт. И главной проблемой датской сборной перед турниром было вовсе не пляжное настроение большинства игроков. И не отсутствие главной звезды Микаэля Лаудрупа. Главной проблемой было психологическое состояние Кима Вильфорта, а вместе с ним и всей команды. Традиционно, скандинавские сборные, в том числе и датчане, отличаются высоким командным духом и внутрикомандной дружбой. Абсолютно все игроки сборной Дании находились в подавленном состоянии из-за трагической проблемы Вильфорта...
... Запах смерти – навсегда остается с тобой. Достаточно один раз побывать в хосписе, или навестить бабушку, которая уже несколько лет не встает с постели. Этот запах пропитывает все: одежду, мебель, стены и память. Но Ким Вильфорт, 30-летний молодой отец, давно перестал его ощущать. Каждый день отпуска летом 1992-го он проводил с дочкой – держал семилетнюю малышку Лин за руку, сидя возле ее койки в онкологической клинике. Но врачи давали очень слабую надежду на улучшение, а жена и дочка Вильфорта твердили, что это главный турнир его карьеры – он должен сыграть ради Лин. Тренеры Рихарду обещали свободный режим – в любой момент футболист мог улететь к семье. В результате Ким сдался, собрал чемодан и вылетел в Швецию.
Впрочем, датчане были стопроцентными аутсайдерами в своей группе. Посудите сами – без должной подготовки, без своего лучшего игрока Микаэля Лаудрупа, прямиком с пляжа в группу к Франции (Аморо, Боли, Дешам, Англома, Созе, Папен, Кантона, Блан), Англии (Платт, Линекер, Мерсон, Киоун, Смит) и хозяевам турнира шведам (Равелли, Патрик Андерсон, Далин, Бролин, Шварц, Терн, Ингессон).
Вполне предсказуемо, перед последним туром группового этапа датчане занимали последнее место в группе с нулем в графе забитые мячи. В заключительном матче их ожидал поединок с одним из фаворитов турнира Францией, которой было достаточно ничьей, чтобы выйти в полуфинал. Папен и компания в качестве вылетевшей команды от Дании даже не рассматривались – разговор шел лишь о том, смогут ли скандинавы забить хоть один гол на турнире. А перед матчем оказалось, что ключевой хавбек датчан Ким Вильфорт не сможет сыграть. За два дня до решающего матча Меллер-Нильсон вызвал пресс-атташе сборной Ларса Берендта. Сотрудник подошел через пару минут и увидел вместе с тренером игроков Ларса Ольсена, Йона Сивебека, Петера Шмейхеля и Йона Йенсена. У всех были мрачнейшие лица, и Берендт сразу понял, о чем пойдет речь. Точнее, о ком. Только что жена Вильфорта сообщила, что дочери изменили курс лечения, и Лин стало ещё хуже. Ким уже собирает вещи, и теперь команда ломает голову, как сообщить об этом болельщикам. Тихий интроверт Вильфорт держал болезнь дочери в тайне, и его отъезд накануне главного матча мог взбесить несведущих фанов и медиа. В аэропорту сновали зрители и журналисты, которые точно заметят Кима – скрывать отъезд бессмысленно. Поэтому Берендт сочинил сухой пресс-релиз: игрок покинул сборную по семейным причинам.
Но кто-то из газетчиков раскопал драму футболиста и растрезвонил. Перед решающим матчем с Францией атмосфера в команде стала еще хуже, и во всех интервью датчане лишь уничтожали издания, растиражировавшие новость. В результате команда объявила бойкот журналистам.
Общее возмущение и боль за друга объединили рассорившуюся команду и тренера. «С этого момента команда взбодрилась и стала единым целым. Все поддерживали и защищали Вильфорта, та история сильно повлияла на командный дух», – написал пресс-атташе Берендт в автобиографии. Команда вышла на матч против Франции, чтобы драться за Кима и его семью.
А тем временем Вильфорт держал за руку таявшую на глазах дочь. Он что-то говорил Лин, но вдруг понял, что дочь прислушивается к чему-то еще. В палатах по всей клинике исхудавшие, изъеденные раком люди собрались у телевизоров, чтобы смотреть на своих парней в матче с Францией. И чем дольше шла игра, тем больше жизни слышалось в возгласах даже тяжелых пациентов. Хенрик Ларсен забил первый мяч на восьмой минуте. Франция так задавила незваных гостей Евро, что те упаковались в раму всей командой. Через час метаний Шмейхеля из угла в угол, Жан-Пьер Папен все же пробил датского кипера. Кантона и компания надавили еще и так увлеклись атакой, что не смогли соорудить офсайдную ловушку, и Ларс Эльструп забил победный мяч. Дания с мясом вырвала Францию с Евро и вышла в полуфинал. Шмейхель и компания вывалились на действующих чемпионов Европы – Нидерланды с Бергкампом, Райкардом, Гуллитом, Ван Бастеном и Куманом в составе. Лин обняла отца и попросила Кима вернуться в сборную – без него Дании не справиться.
Полуфинал вымотал все нервы. Ларсен дважды выводил Данию вперед, но Бергкамп и Райкард сравняли счет всего за четыре минуты до конца. Еще полчаса датчане и голландцы сотрясали кости друг другу, а затем нервотрепка перетекла в серию пенальти. «Оранжевые» сфальшивили на второй попытке – Ван Бастен пробил ужасающе. Датчане забили трижды, и четвертым к точке подошел Вильфорт. Болезнь дочери, переезды и футбол настолько его вымотали, что решающий удар с точки в полуфинале Евро уже не напрягал ни единой нервной клетки. Ким забил. Со слезами. Но н знал, что его дочь и другие больные в той клинике сегодня уснут с улыбкой.
В раздевалке Киму сообщили, что дочери стало хуже – он уехал в Данию прямо со стадиона. Но семья не дала отцу провести в палате дольше одного дня – Лин и жена буквально заставили футболиста вернуться в сборную на финал против Германии. Он должен был выиграть Евро ради дочери.
Действующий чемпион мира сборная Германии была главным фаворитом турнира. Немцы сохранили чемпионский костяк 1990 года, усилив свой состав группой талантов из ГДР. Берлинская стена пала, Германия вновь стала объединенной, а значит у тренера сборной Берти Фогтса была возможность привлекать лучших футболистов из бывшей ГДР, коими считались Томас Долль, Андреас Том и Матиас Заммер. Немцы не без проблем вышли из группы, но в полуфинале показали отличный футбол, "отгрузив" шведам три гола. В серьезной форме находились практически все исполнители сборной Германии, а если к этому добавить индивидуальный уровень, сыгранность и дисциплину, то перспективы датчан вырисовывались не самые радужные.
Немцы достаточно активно начали встречу, создали три шанса (Ройтер, Бухвальд, Ридле), не реализовали их и очень быстро поплатились за это. Буквально из ничего скандинавы организовали первый гол, когда Йон Йенсен нанес потрясающий удар под перекладину метров с 15-ти. Немцы отреагировали так, как и должны были – шквалом атак. Почти 60 минут подопечные Фогтса буквально не выходили с половины поля соперника. Этот матч в исполнении датчан стал одним из лучших примеров самоотдачи и игровой дисциплины в истории чемпионатов Европы. Они буквально выгрызали каждый мяч, бросались под удары и шли в подкаты, где только можно было.
Класс немцев давал о себе знать, и они упустили четыре отличных шанса отличиться. Два сэйва в исполнении Шмайхеля после ударов Клинсманна вообще стали классикой финалов турниров подобного уровня. Давление Эффенберга и компании усиливалось с каждой минутой и временами казалось, что сил у датчан больше нет, совсем.
На 78-й минуте после верховой дуэли на половине поля немецкой сборной мяч отскочил к 29-летнему полузащитнику датской команды Киму Вильфорту. Он отпахал весь матч как опорный полузащитник и тут неожиданно оказался на позиции центрфорварда вблизи штрафной соперника. Рядом с ним были Хелмер и Бреме – признанные мастера оборонительной игры. Ким "качнул" Хелмера, убрал мяч в сторону и... И нанес отменный удар с бильярдной точностью под штангу с линии штрафной. Даже сложно назвать это "сказкой" – как для сказки слишком трагические события. Мяч попал в штангу и отскочил в ворота! 2:0 – дело сделано! Но он думал, только о тех, кто сейчас там, умирая от боли и безысходности в раковых палатах, празднуют успех. Он понимал, что футбол и победа вырывали людей из их мучительного ада. Он, нет, все они, вся команда, сделали это для них, для всех них, и для умирающей Лин.
Через полтора месяца после сенсационной победы Дании на Евро-92 малышки Лин не стало. Но Вильфорт сделал все возможное, чтобы последние недели жизни дочь улыбалась, глядя на героя-отца!
Ким Вильфорт нашел в себе силы продолжить карьеру в профессиональном футболе и до 1998 года выступал за Брондбю. Болельщики обожали его и неофициально назвали домашний стадион клуба "Вильфорт Парк". Чуть более года спустя чемпионата Европы у Кима и Минны Вильфорт родилась дочь Рикке. Сын же Вильфортов, Миккель, также стал профессиональным футболистом.
Летняя сказка для Дании в 1992-м уже вошла в легенды мирового футбола. Боль утраты дочери вряд ли можно пережить даже спустя столько лет. Эти два сильнейших потрясения практически одновременно вошли в жизнь Кима Вильфорта, автора, наверно, самого трагического по эмоциональному окрасу гола в финалах чемпионатов Европы.