........................
Когда я начинал инструкторить в горном Алтае, нам с первых же походов старшие инструктора объясняли, что оверкиль в водном туризме, это не катастрофа, это рядовая ситуация к которой должно быть готово судно, т.е. правильно раскачано, весь такелаж на своих местах и ничего не болтается, должен быть готов инструктор морально и физически, т.е. У него должно хватать ума и силы, что бы поставить судно на ровный киль и начать собирать экипаж, или сначала собрать экипаж, а потом чалиться и переворачивать судно, и должен быть готов экипаж так же морально и физически, что бы не устраивать панику и не мешать инструктору.
Насколько легко КНБ переворачивается? В этом вопросе все зависит от многих факторов, и первый фактор это прокладка между лодкой и веслом. Как и на велосипеде приходиться балансировать, но это не значит, что нельзя будет расслабиться и отдохнуть если устал от гребли (опираюсь на опыт хождения на своей байде). Но моя лодка это "сияк", то есть каяк для моря, это целый класс лодок, характеризующийся подготовленностью к немирной морской стихии, на таких же лодках ребята ходили вокруг Камчатки, понятно что это околобереговое плавание, но и это не мало, волнение моря у берега порою в разы сильнее чем в маристии. Так вернёмся к велосипеду, перевернуть на спокойной воде байду типа Шуя и Ильмень (фото которых есть выше), нужно очень постараться, я бы сказал что это потребует некоторого таланта и самоотречениях, придётся сильно высунуться за борт и нагрузить верхнюю часть поддувного баллона, так что бы центр тяжести гребца оказался сильно выше и дальше борта. Вообщем, что бы это сделать надо вопиюще наплевать на здравый смысл и ТБ.
При внешних воздействиях. Тут важен тонкий баланс между конструкцией лодки и умением гребца, для любой байды существует ряд приемов направленых на стабилизацию судна при волнении и опасности переворота. Для своей байды скажу, что бы положить её боковой волной, волна должна быть не менее полуметра высотой, короткая жёсткая возможно с формирующимся гребнем, тесть так что она влетит мне в профиль с боку как стенка, и при условии что я не зацеплюсь за её верхушку. А, длинные высокие валы мы с женой испытали на Телецком когда возвращались в Артыбаш, весело было когда, например я нахожусь на волне, а супруга прячется за соседним валом, или когда мы рядом, но разница по высоте около метра. Так что, покатые волны до полуметра на КНБ можно встречать бортом, а при накоплении опыте и более полуметра, все таки это байдарка, а не надувнушка типа Уфимки, хотя и последняя не бедна устойчивостью, проверено на себе.
Про встречу волны носом, если на байде есть штевень, острый и жесткий, то можно штурмовать валы и за метр высотой, главное вовремя зацепится.
Все что я описал, это на грани перестраховки, лодки у нас супругой два года, ходим на них исправно два лета подряд плюс открытие и закрытие сезона весной и осенью, ни разу ещё никто не перевернулся (трижды плюнул), а прошли уже Телецкое, Чумыш от Заринска до трассы Алтай-Кузбасс, Бобровка - Зеленый клин, Бийск - Барнаул, посильно веселились на регате среди каркасно надувных судов на обском море и множество мелких покатушек с друзьями парусниками.