В теме о консервации ПЛМ я писал о проблеме, которую получил - немного запоздав со сменой масла (вот ссылка).
Ремонт окончен. Напишу здесь - чего и как было, более подробно:
Итак, погнали:
1. Что случилось с мотором?
В прошедшем сезоне мало был на реке. То некогда, то некогда. То... совсем некогда.
В начале ноября решил всё таки выти на воду - хоть закрыться по человечески.
Температура воздуха около ноля. Воды, градусов 5. Сбросил лодку на воду, прогрел мотор. Двухтактный Suzuki DT30 немного поупирался, не нравится ему холод. Дважды неустойчиво поработал и заглох. На третий раз, понемногу набрал обороты... прогрелся.
Отвязываю лодку. Отталкиваюсь от берега, включаю передачу... И ничего не происходит... Нейтраль-вперёд-нейтраль-назад... Не включается.
Двигатель тарахтит, тросик переключения скорости послушно ходит взад-вперёд. А ничего не происходит.
Лодку сносит по течению вниз. Я скидываю колпак мотора, сую туда свой непрофессиональный нос...
Там всё чётко переключается, никаких проблем. А вот, в редукторе зацепления нет...
Выгребаем, с товарищем, на вёслах — к берегу. И поднимаем лодку из воды, с намерением осмотреть тягу (фото ниже) — возможно, она открутилась и просто не включает передачу (зацепление редуктора с валом).
И тут, мой напарник заметил проблему! Ниже гребного винта, муфта (обойма) вышла из корпуса редуктора, вверх. Выломив, при этом, оба болта — которые её крепят. Вот, на фото, видно.
Лодку — в гараж. Снимаю редуктор, везу в сервис, к лучшему мастеру нашего региона - "Лохматому" (без преувеличения, он крут).
2. Почему так случилось (причина).
Перед этим, было 2 дня внезапных заморозков (примерно до минус 16). А ещё раньше, в предыдущий выезд на реку (судя по всему) — в масло редуктора попала вода. За пару морозных дней, в гараже, вода в масле редуктора замёрзла — и выдавила эту муфту наружу, сломав болты.
Теперь понятно, почему не произошло включение передачи (и хорошо, что не произошло).
Странно, что эта обойма вообще не вывалилась в воду со всеми деталями редуктора, гребным валом и винтом... Держалось всё на честном слове.
3. Дефектовка. Стоимость запчастей. Ремонт.
На удивление, состояние деталей редуктора оказалось в норме. Хотя воды в нём было немало. Видимо и правда, вода попала внутрь в конце прошлой рыбалки (даже предполагаю, почему) и ещё не успела "наделать делов".
Решено менять обойму гребного вала в сборе с подшипниками, сальники и гофру тяги переключения передач. И так, кое-что по мелочи: прокладки под винты-пробки для замены масла в редукторе, масло и проч...
Я подозреваю, что воду пропустила вот эта гофра на тяге включения передачи. Мотору 12 лет. Сальники на новые (фирменные) заменил в 2020 году. А про неё даже не подумал. Гофра легко двигается по тяге, подносилась видимо...
По ней видно, что находится она в прямом контакте с водой. А водичка в Оби агрессивная — с большим количеством абразивной взвеси.
В итоге, после выбора и покупки (по самым оптимальным ценам) запчастей — ремонт обошелся в 11 тыс. 100 рублей с работой. Считаю, что легко отделался.
После ремонта редуктор был опрессован. Заполнен маслом. Ждёт весны...
4. Вывод: Надо слушаться своих собственных советов.
Сам же, всегда советую менять масло в редукторе каждый год! И — именно в конце сезона. Если вдруг попало немного воды в масло, то она не разорвёт корпус редуктора в зимние морозы. Да и детали не будут ржаветь до весны.
Но... Во-первых, за 12 лет никогда не было даже намёка на эмульсию, при смене масла. Во-вторых, я хотел заменить его чуть позже — закрыв сезон. Но не подумал, что два морозных дня (после которых обещали ещё неделю тепла) принесут проблемы. А они принесли...
Ребята, не экономьте 300 грамм масла — меняйте его ежегодно, перед зимним хранением лодки и мотора. И пусть у вас всё будет хорошо!