Комментарии к стандарту на бензины:
Фракционный состав
Бензин, который поступает в систему питания карбюраторного двигателя, должен образовывать топливо-воздушную смесь определенного состава, обеспечивающую полноту сгорания на всех режимах работы двигателя. Горючая смесь должна иметь определенные соотношения паров бензина и воздуха. Качество горючей смеси зависит от карбюрационных свойств бензина: испаряемости, скрытой теплоты парообразования, упругости паров, плотности, вязкости и поверхностного натяжения. Основное влияние на качество смеси оказывает испаряемость.
Испаряемость - это способность топлива переходить из жидкого состояния в парообразное. Испарение может быть статическим, когда нефтепродукт испаряется с неподвижной поверхности в неподвижный воздух, и динамическим - при движении продукта и воздуха. На интенсивность испарения оказывают влияние многие факторы: температура окружающей атмосферы и нефтепродукта, давление насыщенных паров, теплопроводность, теплоемкость, величина поверхности и др. Образование горючей смеси в двигателях осуществляется при динамическом испарении, когда основное влияние оказывают скорость движения сред и степень распыления бензина.
Испаряемость бензинов оценивают фракционным составом. Поскольку бензин, как и другие нефтепродукты, не является индивидуальным соединением, а смесью углеводородов, он не имеет фиксированной температуры кипения, а испаряется в интервале температуры 35...200°С.
Сущность определения фракционного состава (ГОСТ 2177-82) сводится к следующему. Бензин в количестве 100 мл нагревают в специальном приборе, образующиеся пары охлаждают, они конденсируются, превращаются в жидкость, которую собирают в мерный цилиндр. Во время перегонки регистрируют температуру начала кипения (падения первой капли в цилиндр), а затем выкипания 10, 50, 90% и конца кипения (ТНК, Т10%, Т50%, Т90%, ТКК). Эти данные приводят в стандартах и паспортах качества.
Легкие фракции бензина (по кривой от начала кипения до выкипания 10%) характеризуют пусковые свойства топлива: чем ниже температура выкипания 10% топлива, тем лучше пусковые свойства. Для пуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10% бензина выкипало при температуре не выше 55°С (зимний сорт) и 70°С (летний). Зная температуру выкипания 10% бензина, можно оценить минимальную температуру воздуха, при которой пуск легкий (ТЛП), пуск возможен (ТВП) и пуск невозможен (ТНП):
ТЛП = Т10% /1,25 - 59;
ТВП = Т10% /2 - 50,5;
ТПН = Т10% /2-50,5 + (ТНК - 50)/3.
Для примера имеем:
летний бензин ТНК = 40°С, Т10% = 70°С;
зимний бензин ТНК = 35°С, Т10% = 55°С.
Тогда получим:
летний бензин: Тлп = -3°С, Твп = -15,5°С, Тнп = -18,8°С;
зимний бензин: Тлп = -15°С, Твп = -23°С, Тнп = -28°С.
Полученные цифры нельзя воспринимать как незыблемый критерий возможности пуска. Формулы эмпирические, и результаты могут варьироваться как в одну, так и в другую сторону в зависимости от состояния двигателя в целом и аккумуляторной батареи с карбюратором в частности.
При температуре окружающего воздуха ниже -25...30°С для пуска холодного двигателя необходим предварительный подогрев.
То есть, если бензин бодяжный, утром в -30 завестись будет практически нереально.
И если вы в -за30 завелись, я завидую - двигатель в идеальном состоянии, но это износилование машины.