Ябоганский (Аялу) (Jaбaгaнны-Боочы, Ебагинский) — перевал, находящийся на юге Семинского хребта, на дороге Туекта (Нефтебаза) — Усть-Кан (Р-373), соединяющей Чуйский тракт с Уймонским. Расположение: Семинский хребет, водораздел рек Ябоган и Ело. Перевал образован дорогой, ведущей из Усть-Кана через села Ябоган, Ело, Кара-Кобы, Теньга, Шиба, Талда к Чуйскому тракту у села Туекта. Это один из нескольких автоперевалов Семинского хребта. Двигаясь вверх по реке Ело, вскоре оказываемся перед подъемом на перевал Ябоганский. Набор высоты здесь постепенный и только последние 2,5 км – серпантин. Спуск с перевала — также серпантином. Высота перевала по картам еще советского времени - 1492 м, по данным Google - около 1520 м, то есть - он заметно ниже Семинского перевала (1719 м, или - 1725 м по данным Google). Относительная (относительно начала подъема на перевал, например) его высота всего около 300 м, длина подъема (и спуска тоже) - около 3 км. В этом месте Семинский хребет заметно ниже, чем в районе Семинского перевала (ближайшая вершина - Кольджи-Хан, 1992 м) и разделяет бассейны рек Урсул и Чарыш. Текущая на запад речка Ело впадает в Урсул - левый приток Катуни, а текущая на восток речка Ябоган - в Чарыш, левый приток Оби. Место, где сегодня проходит Ябоганский перевал, и протекает река Аялу, до 30-х годов прошлого века было глухим и редко посещаемым. Именно в этих местах, в глубоких логах Ябоганского перевала, хоронили шаманов. До сих пор эти места пользуются дурной славой у алтайцев. Они предпочитают не задерживаться здесь и никогда не указывают рукой в направлении этих логов. Раньше конная тропа перевала проходила по долине реки Малый Аргем, по лощине проходила с запада от горы Кольджи-Хан и спускалась в долину Ябогана, где сейчас находится село Верх-Ябоган. На этом пути и сегодня есть маленькое озеро, которое трудно отыскать на картах, и на котором до сих пор гнездуются утки. Работы на перевале были начаты в 1935 году. Рабочие Усть-Коксинского маслосовхоза решили за зиму 1936 года сделать не меньше 10.000 кубометров земляных работ по прокладке автопроезжего тракта через Ябоганский перевал. Крутые подъемы, спуски, топь, масса валежника преграждали на нём путь автомобилям. Автопроезжим (условно) Ябоганский перевал стал в 1937 году. На протяжении многих лет дорога ремонтировалась, подсыпалась гравием дорожным службами. В 2003 году в ходе ремонтных работ на тракте были сглажены крутые повороты, покрытие вместо гравийного стало асфальтовым.